Самый новогодний нуар
Отмечаем четверть века культовой криминальной комедии
Справедливости ради отметим, что «новогодний нуар» (то есть мрачный жанр с ироничными вкраплениями) в нашей стране обычно сводится к вопросу: «Зачем нам неделя каникул, если деньги в кошельке закончились ещё 2 января?» Однако мы предпочтем сосредоточиться на более классическом понимании проблемы, которое четверть века назад зрителю предложил «квартет» выдающихся режиссеров.

В 1995 году на экраны выходит новогодне-криминальный фильм «Четыре комнаты», который кроме всего прочего вознес на вершину славу такого актера как Тим Рот. Но для начала остановимся на четверке создателей этой удивительной киноленты. Квентин Тарантино и Роберт Родригес в особых представлениях не нуждаются, а после их «Города грехов» никому не надо особо доказывать, что они являются поклонниками нуара. Имя Александра Рокуэлла (кстати, имеющего русские корни) говорит нечто только истинным кино-эстетам. Его подлинный «миг славы» пришелся на 1992 год, когда его криминальная комедия «В супе» получила гран-при Московского кинофестиваля (об этой ленте мы будем говорить отдельно).

Эллисон Андерс более известна благодаря созданию телевизионных проектов, включая «…кс в большом городе» (не знаю, можно ли вообще это слово употреблять на площадке Дзен), «Менталист», «Детектив Раш», «Преступные связи» и многого иного, не менее интересного. Четверку объединяла не только дружба, но и увлеченность старым кино, в том числе классическим нуаром. Однако на выходе было решено создать нечто новогоднее.

Это у нас Новый год встречают преимущественно дома. В США для этого есть гостиницы. А в гостиницах есть ночной портье, который был воспет еще Лилианой Кавани в одноименном фильме 1974 года. Однако в данном случае образ было решено сделать комедийным, нежели трагичным. Опять же у главного героя нуара есть одна особенность – он может оказываться в самых различных сферах, и у богатеев, и среди криминалитета, и среди бедняков. Обычно это были частные детективы и криминальные репортеры. Но разве ночной портье не из числа подобных «маргиналов»?

Портье по имени Тед должен пережить «всего лишь» новогоднюю ночь в одном из фешенебельных отелей. Как назло, это первое в его биографии дежурство. «Бывалый» портье с видом полицейского инспектора (в плаще и шляпе) желает ему «удачи» и, посмеиваясь, покидает здание. Четыре комнаты – это четыре вызова, которые ожидают Теда в новогоднюю ночь. Четыре новеллы, снятые четырьмя режиссерами, и представляющие четыре элемента нуара.

В первой новеллой «Недостающий ингредиент» - всё предельно просто. Это отсылки к образам всевозможных «роковых красоток» (во всём их многообразии), которые явлены в качестве ведьм. Куда более интересным кажется обряд «воскрешения богини», в которой угадывают черты актрисы «классического Голливуда». Если речь идет о воскрешении, то значит в прошлом была трагическая кончина. Мы видим «воскрешаемую» блондинку. Кто это? Грейс Келли - слишком просто. Если говорить о самом причудливом способе уйти из жизни, то это к Гвили Андре. Впрочем, нечто говорит, что подразумевалась Джейн Мэнсфилд – эффектная блондинка, которая была главной конкуренткой Мэрилин Монро. Та трагически погибла в 1967 году. Чем не повод «воскресить богиню»?

Вторая новелла «Не тот человек» обыгрывает тему «нуар-треугольника», когда коварная супруга нанимает тайного поклонника, дабы тот избавился от её супруга. Это мы можем видеть в «Двойной страховке», «Почтальон всегда звонит дважды» и многих других фильмах. Впрочем, портье Тед оказывается не в том месте в ненужное время. Так сказать, «Поворот не туда», что можно трактовать как поджанр нуара. Теперь мнимому возлюбленному приходится поменяться местами с не в меру ревнивым супругом, размахивающим большущим револьвером.

Третья комната становится местом действия новеллы «Нарушители спокойствия». Здесь мы можем видеть с одной стороны отсылки к сюжетам, которые поострены на принципе «день не заладился с утра». С другой стороны есть невольные аллюзии к творчеству Риты Хейворт. «Азиатская мама» - «Леди из Шанхая» (1947), «латиноамериканский папа» - «Лора» (1944). А ещё этот эпизод подарил зрителям «культовую фразу» - «Они не шалили?»

Четвертый эпизод «Человек из Голливуда» - это Тарантино в чистом виде, с его знанием старых фильмов. Однако в основе лежат два качества, вокруг которых крутится большая часть нуара. «Скука» (недаром здесь появляется Анжела из второй новеллы) и «понты» (простите за выражение). Последние представлены нелепым пари «на мизинец». Кажется, что это выдумка Тарантино, так как упоминаемый Питер Лорре (один из символов классического нуара) никогда не снимался в фильме «Человек из Рио» (там играл Бельмондо). Более того, он никогда не играл ни в одном ленте вместе со Стивом Маккуином. Когда один завершал кино-карьеру – другой только начинал.

Однако у этой новеллы есть как бы «прототип». 20-минутный телевизионный выпуск, подготовленный Хичкоком, в котором как раз идет спор на мизинец (надо зажечь зажигалку десять раз подряд). Оказывается, пари заключает не совсем нормальный человек, который коллекционирует мизинцы. В последний момент спор останавливает супруга невменяемого субъекта, которая выдает «мудрую максиму»: «Ничто на свете не стоит твоего мизинца».

На этом мы заканчиваем наш рассказ. Однако в самое ближайшее время продолжим знакомить Вас со криминальными комедиями. А потому не забывайте читать наши новые статьи! А ещё лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»

Made on
Tilda