Как Клайв Оуэн в кино стал «крутым парнем»
Или попытка новогоднего ограбления казино
Дорогие друзья, давненько мы не вспоминали про наследие классика британского нео-нуара Майка Хожеса, фильмам которого мы посвятили несколько материалов. Одной из характерных черт этого режиссера было то, что он «переоткрывал» звёзд. То есть не открывал их публике, извлекая из «ниоткуда», а являл в новом, иногда непривычном качестве. Как правило, в амплуа «крутого парня». Так, например, в 70-ые годы произошло с Майклом Кейном. Зритель его знал и ранее, но только благодаря Ходжесу увидел в этом актере «криминальный потенциал». Нечто аналогичное произошло и с Клайвом Оуэном.

Кто он был до Майка Ходжеса? «Театральный мальчик», изображающий персонажей с нетрадиционными взглядами на личную жизнь. Перелом в судьбе произошёл в 1997 году, когда он сыграл главную роль в фильме «Крупье». Ходежс даже поиздевался над его трансформацией образа. Поначалу Джек Манфред – это писатель (не совсем удачливый), эдакий «крашенный блондинчик», плывущий по «реке событий его жизни». Однако, устроившись на работу в одно из казино, он становится набриолиненным брюнетом, внешне напоминающим гангстеров эпохи «сухого закона».
Один мой знакомый офицер любил говаривать, что «устав караульной службы написан кровью недотеп». Очень похоже на правду. Нас же интересует то, что строгие правила для крупье (дилеров казино) установлены для их же собственного блага. Список длинный. Но почти весь он сводится к категорическим пожеланиям держаться подальше от мира азартных игр. Например, не делать нигде ставки. А ещё есть неплохой принцип сторониться гостей казино, ибо нарушение (даже негласное) чревато массой неприятных последствий.

Итак, герой фильм устраивается на работу в казино. Не то чтобы это мечта его жизни. Он хочет написать роман, но жизнь требует наличных инвестиций, а до лавров «живого классика» ещё далеко. Сам же он мыслит себя много выше всего вокруг него происходящего. А потому думает о себе как о литературном герое (то есть от третьего лица). Из этой странной рефлексии выныривают отрывки будущего романа. И Майку кажется это увлекательным. Он даже в некоторой степени видит себя сверхчеловеком. Ну или существом, активно стремящимся оным стать (причем, в самом ближайшем будущем).

Нет ничего удивительного, что в какой-то момент на горизонте появляется весьма интересная мисс. Причем, не столько внешне, сколько внутренне. В неком роде женщина-загадка (как разновидность femme fatale). Майк понимает, что его «разводят». Но он готов «сыграть». И эта опасная игра его увлекает всё больше и больше. Его даже не интересует, что жертвами становятся окружающие его люди. Поначалу страдания почти условные - увольняют коллег. Однако «на выходе» всё станет совсем плохо. Собственно и затея-то была простая. Надо лишь исполнить свой долг – выявить мошенника, пытающегося сделать «липовую» ставку. Затем планировалось начать драку. И в новогодней суете на казино в лучших гангстерских традициях будут совершен налёт.

Впрочем, как классический нуар, так и британский нео-нуар базируются на том, что планам в большинстве случаев не суждено сбыться. Мы даже отмечали, что есть такой поджанр – «не заладилось с самого утра». Когда ты взял деньги «не e тех парней», то дороги назад нет. «Ставки сделаны» - «Ставок больше нет». Сколько раз эту фразу говорил Майк, но в какой-то момент она ворвется в его жизнь. И ведь, казалось бы, только-только он держал саму судьбу за хвост, но вот она выскользнула, неуловимая как шарик в «роторе» рулетки. Опс…. И всё оказалось совершенно не тем, что мнилось в начале. Но такова специфика нуара - нельзя никому доверять и опасно верить в то, что видишь. Лукавство везде, а реальность обманчива. Что же останется на выходе? Ну разве что роман, который посвящен будням казино.

Рекомендуем этот фильм тем, кто хочет посмотреть на жизнь игровых заведений с точки зрения среднего звена, что отличает «Крупье» Ходжеса и от «Казино» Скорсезе (мафиозный взгляд руководства) и от «Тормоза» Креймера (взгляд игрока).

На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако в самое ближайшее время вновь вернемся к рассмотрению британских криминальных фильмов, а потому не забывайте читать наши новые статьи. А ещё лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, авто книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»

Made on
Tilda