Фильм, что изменил имя и судьбу Кристофера Ламберта
«Подземка» как инструментальная «нуар-симфония»
Было же время! Люк Бессон никому ничего не пытался доказать, а потому рождал воистину гениальные фильмы. Возьмем в качестве примера «Подземку» (1985), на мой взгляд, лучшую ленту в творчестве этого французского режиссера. Без «Подземки» не было бы ни «Леона», ни «Её звали Никита».

«Подземка» мыслилась как эксперимент на тему нуара вообще и французского нуара в частности. Как представало метро в криминальных лентах? Правильно, как пугающая локация, своего рода вход в индустриальный Аид. Отчасти это правильное впечатление, так как парижское метро по сравнению с московским метрополитеном, это какой-то подземный переход в промзоне, а вовсе не торжество архитектурной мысли. Как результат, метро становится мрачным приложением к не менее темному городу. И если сам город мыслится как трехмерная конструкция (персонаж может скакать по лестницам, балконам и всякого рода брекватерам), то поземные ходы видятся лишь как одномерные «цементные норы», оказавшись в которых герой (или антигерой) непременно гибнет. В качестве примера можно вспомнить паутину тоннелей в «Третьем человеке» (1949)

Талант Люка Бессона проявился как раз в том, что он решил изменить «правила игры». Он вознамерился показать «подземный мир» как объемный и отнюдь не зловещий, но живущий по своим правилам. Более того, он решил превратить свой фильм в нечто среднее между мюзиклом и нарезкой из клипов. Решение вполне предсказуемое, если принять во внимание, что первоначально главного героя (его зовут Фред) должен был играть Стинг. Но не сложилось. И вот тут на глаза режиссеру попался молодой актер, который до этого использовался в ролях второго плана во французских неонуарных фильмах («Преступники в ночи», «Асфальт», «Грязное дело», «Необходимая самооборона»)

Забегая вперед, отметим, что феноменальный успех «Подземки» в итоге несколько поменял имя Кристоферу Ламберту. Оказавшись в США (там снимали «Горца» - первую культовую часть) ему пришлось привыкать к тому, что он больше не Кристоф Лэмбер (если вы не знали, то во французском «глотаются» окончания). Однако это мелочи по сравнению с его исключительной известностью, хотя второй раз сыграть роль ТАКОГО УРОВНЯ ему уже не привелось, хотя в багаже Ламберта были десятки образов.

Итак, несколько слов о самом фильме. Во-первых, Бессон лишил своих героев биографии. Мы даже завязку сюжета узнаем частями, почти урывками, не видя картину в целом. То есть фильм позволяет «жить» «только здесь и сейчас». Из отрывков разговоров и брошенных фраз мы узнаем, что Фред оказывается на светском рауте, который дает молодая красавица Элен (её играет Изабель Аджани). В итоге «гость» взрывает (именно взрывает, а не вскрывает) сейф, откуда похищает папку с документами. Что в них? Кому же это известно?! Но они очень важны для Элен и её супруга-богатея. Зачем Фред это сделал? Может быть, умышленно, но затем влюбился в Элен. А может быть, просто из хулиганских побуждений. Как он говорит сам: «Никогда не любил сейфы».

В ходе погони Фред оказывается в парижском метро, где находит убежище и новых (весьма необычных) друзей. Под ногами рядовых парижан идет незримая для них жизнь. Здесь обитают музыканты, торговцы цветами, роллеры-грабители и прочие персонажи, каждый из которых почти уникум. Надо сказать, что на меня больше всего произвел впечатление безымянный «ударник» (в смысле играющий на ударной установке или, проще говоря, на барабанах) Жан Рено. Сразу видно, что ему нравились очки – собственную марку очков он создаст много позже.

В фильме очень важна тема музыки. В классическом нуаре уже были отдаленные отголоски «симфонии города», однако в данном случае речь идет чём-то принципиально новом. Пульс жизни заставляет биться артерии города, которыми предстают линии метрополитена. Они наполнены своей жизнью и свои звуками. Здесь будет уместно сказать, что для главного героя музыка была своего рода квинтэссенцией жизни. Не случайно, он мог уйти от погони в начале фильма, но лишь до того момента, пока в магнитоле не «зажевало» кассету. Опять же Фред как бы оживает под звуки музыки, которые играет собранная им музыкальная группа. Один словом – «эта музыка будет вечной».

И еще пара случайных наблюдений. Не знаю, видел ли до съемок «Ассы» французский фильм Соловьев, но часть сюжетных поворотов невольно вызывает в памяти именно «Подземку». В частности, молодая девушка, которая предпочитает вызывающего и «неформального» персонажа богатею с ярко выраженными криминальными наклонностями. Хотя подобный вызов в 80-ые был модным. «Я устала от твоих денег!» - хороший лозунг, но лишь когда живешь не в нищете.

На этом мы заканчиваем наш рассказ. Однако в самом ближайшем будущем продолжим Вас знакомить с французскими криминальными фильмами, а потому не забывайте читать наши новые статьи! А ещё лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»

Made on
Tilda