Убойная криминальная пародия и столкновение жанров
Город и деревня как острие кино-конфликта
Есть несколько символов Великобритании: королева, привычка пить час в пять часов дня, «Битлз». А ещё английский детектив, коим обитатели «туманного Альбиона» дорожат не меньше, чем пресловутым английским юмором. Если отбросить в сторону некоторые рассказы Эдгара Аллана По (он жил в США, если кто-то не знает), то британцев можно полагать с «изобретателями» детективного жанра. Шерлок Холмс, порожденный Артуром Конан Дойлом, патер Браун, появившийся на свет благодаря изысканному уму Гилберта Честертона, ну и, конечно же, мисс Марлп от Агаты Кристи – так сказать, «цвет» сыщиков во всех их оттенках.

Британцы даже адаптировал под себя мрачный кино-жанр, а именно нуар, на первородство которого в равной степени претендовали немцы, французы и американцы. Именно британцы стали первыми шутить по поводу «палпа», то есть американского «бульварного чтива» - воспоминаем одноименный фильм, созданный Майком Ходжесом в 1972 году.

Прошло почти тридцать лет и британцы решили, что пора бы пошутить на эту тему снова. Причем, пошутить они решили глобально, создав в высшей мере интересную трилогию «Кровь и мороженное» (ну прям типичное наименование «макулатуры» из 50-ых годов). Нас же в первую очередь интересует вторая часть, а именно фильм 2007 года, в отечественном прокате шедший под названием «Типа крутые легавые». Хотя оригинальное заглавие «Hot Fuzz» было бы правильнее перевести как «Обжигающий туман», что было как бы пародией на американские криминальные фильмы.

Сюжет фильма следующий: не меру усердного полицейского, который своим прилежанием достал всех окружающих, переводят в глухую деревушку, чей облик напоминает туристическую открытку. Кажется, здесь ничего не происходит и получивший формально повышение Николас Эйнджел рискует умереть от скуки. Однако в захолустье происходит серия странных несчастных случаев. Оказывается, не всё «спокойно в датском королевстве».

Поначалу мы видим как бы стилистическое и пародийное столкновение классического британского детектива (деревня от Агаты Кристи) и нуара (город из криминальных повестей). Как учит нас диалектика: тезис и антитезис приводят к синтезу. По мере расследования кровавых происшествий на сцену выходит «городской вестерн» - жанр, которого ни разу не было в британской кинокультуре. Детектив был, хоррор был, нуар был, а «городского вестерна» (или иными словами «полицейского боевика») не было. Не знало британское искусство местного «Грязного Гарри». Да чтобы британцы в чём-то уступили вульгарным американцам? Да не в жизнь!!! И парочка полицейских – те самые «типа крытые легавые», что упомянуты в титуле киноленты, начинают наводить порядок в деревне.

Фильм получился очень смешным. Более того, оказалось, что часть шуток была почерпнута из реальной жизни британских полицейских. Так, что кинокартина стала своего рода «Улицами разбитых фонарей» на английский манер. Некоторые сцены просто достойны быть внесенными в антологию юмора. « - Он спрашивает, есть у вас разрешение на оружие? – Он отвечает, что именно на это есть… – Что значит: ИМЕННО НА ЭТО?»

А ещё в фильме очень иронично показано, что криминал может быть сугубо субъективным явлением. Что есть как раз черта, присущая нуару. Иногда убийство совершается отнюдь не по причине сказочной выгоды, а просто потому, что «мне не понравился тот тип» (грех не вспомнить в этой связи повести и рассказы Дэшила Хэммета). В итоге все выстроенные схемы могут быть ложными, а жизнь не всегда можно уложить в рамки, определенные «протоколом».

Одним словом, если у вас есть желание хорошо отдохнуть, а заодно познакомиться с британским язвительным юмором, несколько отличным от «Летающего цирка Монти Пайтона», то фильм «Типа крытые легавые» как раз для вас. Хорошим бонусом будет то, что в нём в эпизодических ролях появился едва ли не весь цвет британского кинематографа. Если бы звезда Бенедикта Тимоти Карлтона Камбербэтча взошла немного раньше (первый сезон «Шерлока» был снят в 2010 года, то есть три года спустя после «крутых легавых») то он непременно тоже мелькнул бы в ленте.

Надо отметить, что некоторые ироничные приемы перешли из этого фильма в американский кинематограф. Например, в одной из сцен эпизодическую роль играет Кейт Бланшет – однако по сути её не узнать, так как она в маске. Аналогичное мы можем «наблюдать» в одной из новелл «Хроник ломбарда» (2013), где лицо «специально приглашенной звезды», а именно Нормана Ридуса скрыто за противогазом.

На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако в будущем непременно продолжим вас знакомить с пародийными лентами на криминальную тематику. А потому не забывайте читать наши новые статьи! А еще лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»

Made on
Tilda