Советский нуар, не уступающий западным образцам
Пороховщиков в необычной спортивно-криминальной драме
Дорогие друзья, мы не раз говорили, что нуар как мрачный кино-жанр, даже в его классическом исполнении, не является чем-то монолитным. В нём есть масса поджанров (если угодно). «Анатомия преступления», «тайны города», «день не задался», «поворот не туда». А ещё есть стоящие особняком спортивно-криминальные драмы. Обычно они связаны с теми видами спорта, где делаются ставки, либо возможны договорные мачки. Поэтому разброс в месте действия достаточно велик: от ипподромов до хоккейных стадионов.

Впрочем, чаще всего встречается боксерский ринг, что вполне объяснимо. Несмотря на то, что Высоцкий учил нас: «Бокс – не драка, это - спорт отважных» - в нём всегда присутствовала колеблющаяся на грани агрессия. Если говорить о классическом нуаре, то можно в первую очередь вспомнить вышедшую в 1949 году на экраны «Подставу» Роберта Уайза. Данный фильм можно было бы полагать спортивной драмой, если бы не сцена жесточайшего избиения на заднем дворе спортивного клуба. Именно сведение счетов гангстеров с упрямым боксером позволило отнести «Подставу» к нуару.

Боксером так же был главный герой фильма «Убийцы» (1946) по кличке «Швед». Полиция никак не реагирует на его убийство, интерес к нему проявляет лишь страховой агент Джим Риардон. Он хочет понять, почему «Швед» завещал свои средства малознакомой ему горничной из небольшой гостиницы. Распутывая эту историю, он знакомится с судьбой Андерсена, который первоначально выступал на ринге, затем начал вращаться в криминальных кругах, а потом и сам стал жертвой.

Еще одной характерной чертой нуара является, что боксерский матч можно видеть, будто бы зритель находился в зале и именно глазами болельщика, а вовсе не боксера. Например, так происходит в ленте «Обвиняемая» (1949). В одной из сцен главная героиня вместе со своим спутником оказывается на боксерском мачте. Увидев жестокие удары, которые один из боксёров наносит другому по голове, Вильма вспоминает попытку изнасилования и совершенное ею убийство из самозащиты.

Впрочем, самой известной ленте можно назвать «Чемпиона» (1949) с Кирком Дугласом в главной роли. Есть обоснованное подозрение, что её видели создатели советского фильма «Ринг» (1973). Этот кинофильм можно отнести к числу самых необычных «советских нуаров». Дело даже не в актерском ансамбле, где блистательно играют Александр Пороховщиков, Галина Волчек, Евгений Лебедев, Николай Гринько - а в структуре сюжета.

Напомним, детектив задается вопросом: кто преступник? И классический детектив посвящен аспектам расследования преступления. В фильме «Ринг» ни само преступление, ни личность преступника не играют особой роли. Конечно, всё строится на том, что непременно надо найти грабителя, который в итоге становится убийцей, так как после нападения один из инкассаторов скончался в больнице. Мы не знаем, ни какую сумму похитил нападавший, ни как готовил дело, ни что его подвигло к этому.

Собственно расследованию преступления посвящены приблизительно первые двадцать минут фильма. Именно в это экранное время руководитель следственной бригады Петр Исаев (его играет молодой Александр Пороховщиков) приходит к выводу, что нападавший был опытным боксером. Сам Исаев в прошлом своего рода кроль ринга – Олимпийски чемпион, неоднократный чемпион Европы и т.д. И тогда герой Пороховщикова принимает рисковое решение. В возрасте 36 лет, после многолетнего перерыва он возвращается на ринг.

Это своеобразная «ловля на живца» (как раз характерный для нуара прием), западня, в которую должен попасться преступник. Если предположение верно, то он должен непременно прийти на один из матчей, дабы посмотреть как «молодежь» колотит «короля». И тогда его можно будет опознать и задержать. Выйти на ринг без подготовки, после пяти лет отсутствия в спорте – это не то чтобы «самоубийство», но что-то близкое к этому.

И ведь молодым амбициозным боксерам не объяснишь, что «дедушка» просто устроил фиктивный матч, дабы в итоге сделать хорошее дело. Бить они будут по настоящему, потому как непременно захотят победить «легенду спорта». В итоге городской чемпионат превратился в подлинную проверку духа, что опять же в известной степени роднит советский фильм «Ринг» и американский спортивный нуар «Чемпион» (только в нашей ленте на порядок больше смыслов и драматики)

На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако в самое ближайшее время мы продолжим вас знакомить с советскими криминальными фильмами, с так называемым «советским нуаром». А потому не забывайте читать наши новые материалы! А еще лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара».

Made on
Tilda