Нуар про юношеское барство или благословение из гроба
Пушкин, Пущин, Дельвиг и «царскосельский душегуб»
Пока на кино-каналах с разной степенью активности обсуждают «Союз Спасения», хотелось бы ограничиться лишь одним замечанием. Вызывает немалое удивление, что в фильме верхушка «декабристов» говорит на «высоком» русском языке. Почему вызывает удивление? – спросите вы. Потому как после подавления вооруженного выступления следствие по делу о заговоре столкнулось с серьезной проблемой – организаторы мятежа по большей части не говорили по-русски, а общались между собой только на французском языке. Пришлось в срочном порядке искать немалое количество переводчиков.

Да и само выступление, когда простых солдат повели «на убой», самым коварным образом обманув, выглядит актом «непросительного барства». Мол, зачем ле-мужык знать правду? Обойдется!!! Говоря о барстве как невольном мотиве, вспомнился фильм «18-14» (2007). Тогда, на «пике нулевых» страна жила, ещё пребывая во власти предубеждений, что нас ожидает безоблачное будущее, а потому некоторые деятели культуры позволяли себе чувства «столбовых дворян», что сопровождалось заявлением о «чести» и чем-то ещё из «старорежимного лексикона».

Собственно о чём упомянутый фильм? Формально о жизни царскосельского лицея, образца 1814 года, когда самому младшему воспитаннику было 14 лет, а самому старшему шел 18-й год. Тех самых, что благословил «сходящий в гроб» «старик Державин». Впрочем, дабы привлечь и удержать внимание избалованного зрителя, было решено приправить быт лицеистов (Пушкина, Дельвига и прочих) криминальной историей в самых мрачных тонах. В окрестностях лицея завелся «душегуб», который специфическим образом отправлял на тот свет весьма прелестных барышень.

В данном случае решение не самое экзотическое. За образец были взяты мрачные триллеры, где действие происходило в «закрытых школах» (правда, по большей части для девочек), приправили т.н. подростковым нуаром (вспоминайте сериал «Вероники Марс») и превратили в костюмированный детектив. Если не придираться к деталям, что в «старом» языке звучало как «не заниматься мшелоимством» (то есть «не ловить мышей»), то фильм вполне съедобный и при просмотре в годы выхода никаких особо отрицательных эмоций не вызывал.

Впрочем, пересмотрев его некоторое время назад, я невольно поймал себя на мысли, что поведение лицеистов, из которых прямо-таки фонтаном бьет их плохо скрываемое барство, вызывает заметное раздражение. Опять же лозунг: «Это же дети!» - в наше время обрел несколько иное звучание, нежели двенадцать лет назад. И на «шалости» смотришь уже совсем другим взглядом. А лицеисты явно не отдают себе отчет о совершаемых ими действиях. Фактически доводят до самоубийства первого директора лицея статского советника Василия Фёдорович Малиновского (его играет Богдан Ступка). Регулярно «подводят под монастырь» «дядек», что служили в лицее. И масса всего прочего, типа швыряния хлебом и едой.

«Это же дети», выросшие в ощущении собственной исключительности, помноженной на безответственность, потом будут приносить в жертву своих фантазий сотни жизней ни в чём не повинных солдат. Мужичья не жалко!

И если раньше фильм можно было смотреть как юношеско-криминальную ленту, местами сдобренную весьма пикантными моментами, то сейчас почему-то видится мрачное дидактическое произведение, повествующее о том, что нас ожидает, когда в жизнь шагнет поколение, наивно убежденное в своей феноменальности.

Так что так с душегубом? – напомните вы. Простите, совсем забыли про эту центральную часть сюжета. Кто сей мы говорить не будем, дабы не портить вам ощущение от просмотра, если вы эту ленту раньше не видели. Однако обратим внимание на умелый режиссерский ход. Мы всю ленту полагаем, что речь идет о маньяке, который «жаждет кровушки». Даже атмосфера нагнетается – чего только стоит фраза одного из дядек, брошенная доктору: «То есть вы аспида кормите божиими тварями?» А на практике всё оказалось много проще.

Даже невольно вспомнился мрачный около-литературный анекдот: « - Родион, зачем же ты старушку за гривенник убил? – Ээээээ… Не скажите, Порфирий Петрович. Десяток старушек – уже целый рубль!».

На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако в самом ближайшем будущем мы продолжим вас знакомить с костюмированными криминальными фильмами, а потому не забывайте читать наши новые статьи! А ещё лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»

Made on
Tilda