Манящая юная «повелительница мух»
Манящая юная «повелительница мух»
Мы продолжаем рассказывать о фильмах, в которых снималась удивительная и необычно привлекательная актриса Дженнифер Коннелли, коей мы уже посвятили один обзорный материал. Несмотря на американское происхождение и ирландские корни, начало её кино-карьеры во многом связано с итальянскими кинорежиссерами. Причиной тому её первая роль была в прославленном криминальном фильме «Однажды в Америке», который снимал безусловный маэстро спагетти-вестернов Серджо Леоне.

Тот не то чтобы был дружен, но хорошо знаком через своего сценариста с другим мастером специфического итальянского жанра – джалло (так сказать, пицца-нуара) Дарио Ардженто. Джалло – это специфическая смесь, составленная из хоррора, мистики и криминала. Именно так выглядел классический «палп», то есть «бульварное чтиво» - только в данном случае «чтиво» было с итальянским акцентом.

В середине 80-ых годов Ардженто решил несколько «осовременить» пугающий жанр и предпринятая им попытка вылилась в фильм «Феномен» (1985). Именно в нём снялась бесконечно очаровательная Дженнифер Коннелли. Более того, для неё это была первая главная роль в кино. Завязка сюжета простая и во многом стандартная для «страшных фильмов» ( всех оттенков) - в закрытую школу для девочек приезжает новенькая.

Сразу же предупреждаем - искать логику в «Феномене» занятие бесполезное, ибо режиссер решил сделать нечто вроде современной готики (получился фильм, близкий по стилю к мистическому нуару). В некоторых местах лента выглядела как нарезка из клипов тяжелых групп, так как протяжное мрачное действие внезапной агрессией аккордов врывались то «Моторхэд»,то «Айрен Мейден». Наверное, в некотором смысле это было оправданным, так как лента словно рассказывала нам о возможностях «герметического чернокнижия», будь то перенесено в современные условия.

Опять же нельзя не отметить, что Дарио Ардженто буквально иронизировал над различными смыслами словосочетания «повелитель мух» - от романа Уильяма Голдинга до мифического персонажа по имени Ваал Зевул. Дело в том, что сама того не подозревая, новенькая в школе-интернате «хорошо ладит» с насекомыми. А ещё гуляет во сне. Ну бывает, что её посещают видения. А видения прекрасную как лепесток розы Дженнифер (героиню зовут так же, как актрису) посещают совершенно неромантические. Она видит убийства, совершенные бродящим в окрестности маньяком.

Поисками данного «чудовища» почему-то занят в основном только ученый-инвалид, который является энтомологом, то есть специалистом по насекомым. Это повод найти общий язык странному исследователю и странной девочке. А еще в доме профессора МакГрегора живет странная обезьянка. Я поначалу думал, что это очень искусный муляж уж больно хорошо она справлялась с ролью. Оказалась, это очень заслуженное шимпанзе, которое появлялось во многих итальянских фильмах, в том числе в комедиях м участием Челентано.

Еще надо обратить внимание на то, что в фильме чувствуется влияние Чехова, по крайней мере, в части его мысли про ружье, которое, появившись в первом акте, должно выстрелить в последнем. Если обезьянке говорят не баловаться со скальпелем, это будет иметь свой итоговый смысл. Если профессор изучает трупных мух и их личинок, то это тоже будет наделено немалым значением. В итоге поисками серийного убийцы занялась сама странная пара, что можно встретить в криминальных произведениях. Красивая девочка, очень стесняющаяся того, что она «малость не в себе», и сопровождающая её трупная муха.

Собственно догадаться, кто убийца и откуда он (если хотя бы чуток знаете криминальные и мрачные ленты) это не так уж сложно. Впрочем, если воспринимать «Феномен» именно как пугающий (местами даже отвратительный) мистический нуар, это не имеет большого значения. Как говорится, атмосфера больше чем жизнь.

А ещё фильм обозначил проблему, которая «красной нитью» (простите за избитое выражение) проходит сквозь все фильмы, относящиеся к джалло. Это соотношение прекрасного и омерзительного. Проблема, обозначенная в сказке «Красавица и чудовище», но выведенная за рамки сказочной наивности. В данном случае очаровательной Дженнифер предстоит погрузиться в самые глубины мерзости, что должно было вызвать у зрителя чувство диссонанса, а потому впечатлить ещё больше. В итоге «Феномен» - это не фильм логичных поступков, а кинолента дисгармоничных впечатлений.

На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако в самое ближайшее время мы продолжим рассказывать о мрачных фильмах с участием неотразимой Дженнифер Коннелли, а потому не забывайте читать наши новые материалы. А ещё лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара».

Made on
Tilda