Автомобиль-призрак, которого не было
Машина, окутанная выдуманной тайной
Автомобиль не является безусловным признаком нуара, что было бы, по меньшей мере, странно. Это ведь не автомат Томпсона («Томии-ган»), не роковая красота (femme fatale), и даже не философствующий гангстер. Автомобили были и будут во всевозможных жанрах, хотя нуар и внес свой вклад в развитие «кинематографического автомобилестроения». Взять хотя бы в качестве примера «бэтмобиль», без которого немыслим мститель в образе летучей мыши, чей образ во многом формировался как раз под влиянием мрачных особенностей, что можно было встретить в ранних «нуарных» криминальных романах. В итоге Бэтмену как «тёмному рыцарю» «подарили» полагающийся ему «темный автомобиль».

Изучая историю старых марок машин, анализируя отдельные их характеристики (в части отражения в массовой культуре) я натолкнулся на подлинный шедевр, в который влюбился в буквальном смысле в первого взгляда. Чтобы вам была более понятна парадоксальность данной ситуации, дам некоторые пояснения. К великому разочарованию моих близких и родственников я испытываю полное равнодушие к любым механизмам, если они: а) не стреляют б) не помогают в творческой жизни (от фотоаппарата до графического планшета).

Автомобиль Дюзенберг «Полуночный призрак» выглядел мистическим Камелотом на фон утлых лачуг, что предлагало и предлагает на автомобилестроение. Вообще мечтать о машине не так уж грешно. Только мечта должна быть достойной. В ней нет места минивэнам цвета «яйца дрозда». А поскольку мечты о «Бентли» и «Майбахе» окончательно опошли с одной стороны российские миллиардеры, с другой стороны российские (с позволения сказать) политики, то казалось, рядовым поклонникам мрачного жанра мечтать больше не о чем.

Появившийся на свет в 1939 году «Полуночный призрак», был «купейным» автомобилем, ставшим предсмертным хрипом, некогда очень известной фирмы «Дюзенберг». И история у авто была под стать нуару. «Розовые сопли» про то, что его в единственном экземпляре произвели по заказу парфюмерного магната из Франции для его возлюбленной (некой Симоны), можно оставит в стороне. Куда более притягательно выглядела утраченная часть «биографии» это авто. Мол, «Полуночной призрак» пропал в неизвестном направлении, его никто не видел после 1940 года, и даже не сохранилось его фото, а потому машину можно видеть лишь на реконструкциях.

Мне уже виделась достойная фильма ситуация, как сыщики по части машин (обязательно с темным прошлым) рыскают в поисках легендарного автомобиля, дабы за круглую сумму доставить его «сумрачному заказчику». По сути, классическая завязка для нуара.

Первое, что меня насторожило в данной истории, это упоминание фильма «Очищающее облако» (The Clearing Cloud), который якобы вдохновил на создание этого автомобиля. Поиски фильма не дали ровным счетом ничего. Равным образом не дали поиски упоминавшихся изготовителей отдельных узлов. Совсем странно выглядело то обстоятельство, что упомянутый в истории миллионер Ги де ля Рош в реальности в 1939 году пребывал едва ли не в младенчеством возрасте и состояние заработал он уже ближе к концу 60-ых годов. И уж совсем подозрительным было то, что «Полуночный призрак» упоминается только в российском сегменте интернета. Западные СМИ по этому поводу хранят «гробовое молчание».

За то предложенная «реконструкция» в известной степени напоминала «Призрак» от «роллс-ройса», который по особому заказу готовили в единичных экземплярах для сверхбогатых заказчиков. Увы-увы… «Полуночный призрак» оказался фейком, рожденным в среде отечественных моделистов. Впрочем, мистификация всегда была частью нуара. Опять же мечта должна быть несбыточной на априорном уровне. А что может быть более несбыточным, чем несуществующий автомобиль-призрак?

На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако очень скоро продолжим знакомить вас элементами мрачной ретро-культуры. А потому не забывайте читать наши новые материалы. А еще лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»

Made on
Tilda