В тенях палаты сумасшедшего дома

«Готика» и хроники нуара
День добрый, дорогие друзья! На связи с вами вновь Андрей Васильченко, в данной ситуации явленные не столько как историк, сколько специалист по ретрокультуре и автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара», которая неожиданно для многих стала культурологическим бестселлером. В рамках нашего канала мы будем рассуждать о нуаре, равно как о всем том, что по самым разным причинам не вошло в указанную выше книгу
Сегодня мы будем говорить о фильме 2003 года, который его создатели назвали «Готика». Парадокс ситуации заключается в том, что фильм как раз не «готика», а самый что ни на есть «нуар». Нуар и готика, явления не то чтобы родственные, но весьма соседствующие. Нуар как мрачный мета-жанр (или глобальная жанровая матрица) с одной стороны ограничен именно готикой, а с другой стороны классическим детективом. Однако готика как глобальное явление- это «благородные ужасы». Достаточно вспомнить пародию на готику, а именно «Семейку Адамс», то «благородная составляющая» более чем очевидна. В фильме 2003 году нет ничего благородного, ни подлинно готичного.

Главную роль (женщину-психиатра) играет начавшая набирать популярность Холли Берри, еще не ставшая «женщиной-кошкой», но страстно желавшая заявить о себе как серьезной актрисе. И тут она была явлена в этом «латентном» нуаре. Сюжет оказывается круто замешанным на целом ряде клише, присущим для нуара. Главная героиня оказывается в психушке (то, что она бывший психиатр её нисколько не спасет). При этом она теряет память, полагая, что происходящее вокруг неё - это глобальная мистификация. Паранойя – это как раз «визитная карточка» нуара. До кучи она ещё выясняет, что в отрезке потерянной памяти она отправила на тот свет горячо любимого супруга, причем, настолько «изысканным способом», что кино-маньяки могли бы позавидовать ее фантазии. Сама же героиня полагает, что ни раз такого не делала, а потому старательно пытается докопаться до истины. Что сделать, пребывая в темных недрах психиатрической лечебницы, в высшей мере затруднительно.

Как и оказывается во многих нуарах, есть вещи, о которых лучше не вспоминать. Равно как есть истины, которые лучше сокрыть в глубинах мозга, куда они вытеснены ужасом, вызванным реальностью. И когда вам кажется, что все страхи и ужасы, отблески которых мелькают в воспоминаниях, это ваша выдумка, то может оказаться, что это не так. В некоторых моментах «Готика» напоминает нашумевший первый сезон сериала «Настоящий детектив». Впрочем, в «Готике» оказалось больше внешнего нуара, чем в сериале. Фильм пестрит ночными сценами, в которых льет проливной дождь, а также интерьерами в глубокими тенями, которые словно длинные цепкие руки тянутся в главной героине.

А еще фильм примечателен тем, что роли второго плана в нем сыграли Пенелопа Крус и Роберт Дауни-младший, оба весьма замечательно. Хотя в отношении испаночки возникало ощущение, что она пародировала Бреда Питта из «Двенадцати обезьян»- фантастический фильм, который с некоторыми оговорками можно отнести к нуар-волне.
noir-film.ru

Остается задаться вопросом, откуда взялось столь очевидное нуар- влияние? Ответ прост – режиссер фильма Матье Кассовиц, хотя и работал в Голливуде, но все-таки в итоге «европеец», с присущим для «европейца» почтением нуара. Вспомните хотя его прошлые работы – «Багровые реки», «Ненависть», «Убийцы». А что френч-нуар в голливудском прочтении – это тоже весьма оригинально!


Made on
Tilda