Забытая роль Андрея Краско в нуарной комедии
Забытая роль Андрея Краско в нуарной комедии
Прежде чем начать рассказ о собственно фильме, надо сделать некоторые отступления. Во-первых, в историю нашей дорогой страны. Во-вторых, в историю кинематографа. Ибо без оных представленный фильм, например, пресловутому «поколению Z» будет категорически непонятен

Был в истории России такой период, который назвался «расцвет нулевых». У Президента заканчивался только первый срок правления. Народ потихонечку «жирел». Родные автомобили постепенно меняли на иномарки, которые уже не считались чем-то «особым». Казино в деятельности не ограничивали и подобные были в великом множестве в любом городе и даже крупных селах.

А ещё не было ограничений на продажу «горячительных» и «прохладительных» напитков, а потому оными без проблем торговали круглосуточно. Стало тебе скучно (одному или с компанией) махнул в два часа ночи в один из таких магазинов и.. прощай тоска! А ещё отсутствие серьезных ограничений порождало спрос на «джинсу» - мы не про «синие брюки», а про скрытую рекламу. А потому в половине фильмов (если не больше) того времени главные герои и прочие персонажи активно потребляют обозначенные выше напитки, активно демонстрируя на камеру этикетки с их названием. Дабы (не дай Бог!) зритель «не промахнулся».

Теперь позволим себе капельку занудства, и обратимся к истории кино, точнее говоря, к той его части, что именуется нуар. В узком понимании – это криминальные драмы 40-50-ых годов, а в широкой трактовке - сверх-жанровая матрица, на базе которой возникло несколько самостоятельных направлений. В том числе фильмы про серийных убийц, черные комедии, «криминальная любовь» и т.д. Поэтому было лишь вопросом времени, когда в одной взятой пародии будут использованы элементы этих «нуарных детишек».

Ну а теперь собственно о фильме, который назывался «Ночной продавец» и увидел он свет в 2004 году. На первый взгляд в основе очень простая история. Студент устраивается ночным продавцом в один из круглосуточных магазинов. В первый день, точнее ночь, выходит на работу, где его ожидает масса сюрпризов и не всегда приятных.

Во-первых, начался проливной дождь. В природе (самой по себе) в этом нет ничего страшного. Однако в кинематографе ночной дождь – это своего рода символ нуара, а потому ожидать чего-то хорошего не приходится. Во-вторых, то ли по причине дождя, то ли сам по себе заболел охранник магазина и продавцу в оном предстоит быть одному. Всё осложняется тем, что пришедший сыщик (Андрей Краско) сообщает пренеприятнейшее известие – именно в дождь в округе орудует «серийный убийца».

Жуть… И как раз в этот момент на огонек к прилавку заглядывает супруга владельца магазина. В нуаре есть такой сюжетный ход, когда не слишком верная супруга старательно опутывает своими чарами какого-то простачка, дабы тот избавился от её благоверного («Двойная страховка», «Жар тела», «Горячее местечко» ит.д.). В данной ситуации сугубо криминальных побуждений нет. Супруга - просто «игривая особа» (в исполнении Ингеборги Дапкунайте), которой - видите ли - очень скучно. И развлекаться она хочет, явно не разгадывая кроссворды. Скучающие особы – это вообще Вселенских Размеров Зло. Впрочем, студент этого не знал.

Далее события начинают развиваться столь стремительно, что фильм можно было бы назвать «криминальной комедией положений». Сходство с данным видом постановок усиливается некой театральностью действия, случающегося в пространстве одного-единственного магазина. В нём даже локаций задействовано всего лишь три: торговый зал, коридор и бухгалтерия. А еще всё происходящее активно приправляется пародийными отсылками к зарубежным фильмам. «Громче» всего звучит тема «Криминального чтива» (от сомнений главного героя и уговоров самого себя не предаваться «шалостям», до выбора бейсбольной биты).

Конечно, упоминание о «преступнике-шатуне» было сделано не просто так. Сыщик неоднократно заглядывает в магазин за разными надобностями, сначала отвлекая от собственно «шалостей», затем от попыток скрыть их «последствия». Надо отметить, что игра Андрея Краско показалась самой убедительной. Особенно в наше время как-то пророчески звучат сказанные ещё в совершенно благополучном 2004 году слова: «А всё почему? Да потому что ВСЕМ НА ВСЁ ПЛЕВАТЬ!»

Одним словом, если смешать комедию положений, криминальные устремления и поиски серийного убийцы, то получается вполне бодрый и даже ироничный коктейль. Конечно, не шедевр кинематографической кулинарии, но для тех, кто интересуется отечественным кино, этот фильм знать все-таки обязательно. Опять же нельзя не похвалить режиссера Валерия Рожнова за то, что делая пародию (а фильм «Ночной продавец» - это именно пародия на нуар и фильмы с ним смежные) он не пошел по американскому пути, что делала команда ТНТ, а все-таки попытался сосредоточиться на смыслах. То есть ирония очевидная, но есть пласт и «не для всех».

Взять хотя бы концовку фильма, которая стала пародией на сюжет одной старой мелодрамы, когда режиссер (дабы не было слишком «приторно») добавил на борт уходящего в радужный закат корабля спасательный круг с надписью «Титаник».

На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако уже на этой неделе продолжим рассматривать отечественные фильмы, которые имеют отношение к мрачному мета-жанру. А потому не забывайте читать наши новые статьи! А еще лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор в том числе книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»
Made on
Tilda