Темные интриги и томные интрижки в фильме про скалу
«Скала Малхолланд» как «суповой набор» из элементов нуара
Когда я впервые увидел фильм «Скала Малхолланд» (1996), то мне сначала показалось, что-то кто-то решил снять пародию на нуар. Количество элементов, присущих для этого мрачного криминального жанра, на одну экранную минуту было чрезмерным. А потому поначалу возникало ощущение, если не комическое, то весьма странное.

Только потом я узнал, что режиссером этой ленты был Ли Тамахори, выходец из Новой Зеландии, и это было своего рода его «полинезийская» реакция на каноны американской культуры. Это родни тому, что если бы кто-то, прибыв в Россию, снял фильм про медведя в буденовке с автоматом Калашникова, в перерывах между стрельбой играющего на балалайке. Однако Томахори всё-таки удалось вырваться за рамки стереотипов и в итоге выстроить относительно связанный сюжет, хотя и не лишенный массы огрехов.

Действие происходит в Лос-Анджелесе на излете 40-ых годов (ну где еще может случиться нуар?) Полицейская бригада, наделенная особыми полномочиями (проще говоря, выведенная из-под контроля всякого рода «буквоедов» и «бумагомарак») занимается расследованием убийства красивой девушки. Всё осложняется тем, что глава этого «эскадрона смерти» имел с убиенной барышней отношения, весьма далекие от платонических. Расследование выводит на высокопоставленных военных и в итоге криминал оказался замешан на вопросах «национальной безопасности».

Сначала расскажем о плюсах фильма. Во-первых, это, вне всякого сомнения, актерский ансамбль. В полицейскую бригаду привлекли всех актеров категории «Б», которые могли сниматься как в подлинных шедеврах, так и в откровенном «кино-шлаке». Достаточно вспомнить имена Майкла Мэдсена, Ника Нолти и Чезза Палминетри, как вам всё станет понятно. Если же сии имена вам ничего не говорят, то смотрите на фото.

Второй плюс – это то, что режиссер так и не превратил нео-нуар в эротический триллер, хотя формально это не просто смежные, а весьма и весьма родственные жанры. Тамахори даже поиграл со смыслами. На роль убитой возлюбленной он пригласил Дженнифер Коннели, а на роль законной супруги – Мелани Гриффит. «И в чем же здесь игра?» -спросите вы. Дело в том, что обе начинали карьеру, снявшись в нуарных драмах в весьма юном возрасте. Мелани Гриффит исполняет одну из главных ролей в «Ночных ходах» (1975), а Дженнифер Коннели в «Горячей точке» (1990). Так сказать, привет от одного поколения нуар-барышень другому.

Несмотря на то, что Дж. Коннели появляется только в «воспоминаниях» или как модно сейчас говорить во флэшбеках (отрывки прошлого, показы кинопленки и т.д.) она играет важную роль – много больше, чем найденное тело убитой. Опять же нельзя не отметить, что в «Горячей тоске» она была «нежной нимфой», то в этой ленте уже демонстрирует себя (и не всегда сугубо драматически) как «шикарная леди». В то же самое время Гриффит не утратила бывшего шика, хотя на её лице и читаются следы перманентной усталости.

Теперь о минусах данной кинокартины. Некую пародийность мы уже отметили. Например, весьма потешно выглядят полицейские, которые никогда (НИКОГДА!!!) не снимают шляпы. Персонаж по имени Гувер (в исполнении Ника Нолти) даже допрос среди лета в полицейском участке ведет, когда его макушку венчает шляпа. Опять же есть некая несостыковка с реальной историей. Когда один из копов, мордуя «приезжего» гангстера, говорит: «У нас в Лос-Анджелесе нет организованной преступности», - хочется почесать в затылке и заметить: «А Бенджамин Сигел по кличке „Багси" и Микки Коэн – это, надо полагать, юмористы с местной киностудии?»

Опять же представляется странным, что в нуаре остро ощущается недостаток ночных сцен (ой непорядок!!!) И как-то удивительным видится, что сыщики вообще не занимаются собственно расследованием, а лишь бродят по «следу из хлебных крошек». Если среди равнины находят тело девушки, будто бы упавшей с большущей скалы, наверное, первым делом надо задаться вопросом: как это произошло? Например, если вы среди пустыни найдете утопшего, то перво-наперво будете искать ближайшую воду. Или не так?

Но, несмотря на массу нестыковок и недоразумений, фильм очень добротный, местами весьма увлекательный. Поэтому, если вы с трудом представляете, что такое нуар, то можно начать просмотр именно со «Скалы Малхолланд».

На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако в самое ближайшее время мы продолжим вас знакомить с нео-нуарными кинокартинами 80-90-ых годов. А потому не забывайте читать наши свежие статьи! А еще лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор (в том числе) книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»

Made on
Tilda