Ирландец? Нет… Испанец!
Гангстерский фильм про историю и политику, способный «дать фору» ленте Скорсезе
Интернет и многочисленные каналы на площадке Дзен-Яндекс взахлеб обсуждают фильм Мартина Скорсезе «Ирландец». На наш взгляд, если вы не хотите сказать, что самыми убедительными в фильме являются сцены, когда актеры играют изрядного постаревших персонажей (то есть по большому счету самих себя), то обсуждать собственно нечего. Это фильм-реквием «большой тройке» из «гангстерского кино». Аминь! Вы были «славными парнями»!

При таком повешенном интересе к гангстерскому кино, которое базируется на реальных исторических и политических событиях, вдвойне удивительным кажется, что совершенно незамеченным оказался вышедший приблизительно год назад испанский фильм «Тень закона». Хотя его и создал новичок – режиссер Дени Де Ла Торре. Но это новичок с очень большими амбициями, так как его прошлый фильм «Незнакомец» (2015) был признан одной из лучших дебютных кинокартин в истории испанского кино и сразу же представлен публике на Венецианском кинофестивале.

По большому счету испанские триллеры уже давно не нуждаются в особых представлениях, и уже лет как десять перестали быть уделом «эстетствующих киноманов». Сочетания национального колорита, криминала и мрачноватой мистики заслужило признание широкой публики, в нашей стране, в первую очередь. Этим коктейлем даже было порождено удивительное явление в кинематографе, которое мы охарактеризовали как «иберийский нуар» (вспоминайте «Лабиринт Фавна», «Хребет дьявола). К слову, Гильермо дель Торо хотя и мексиканец, но всё равно относится к «иберийскому нуару».

Теперь молодой режиссер со схожей фамилией Де Ла Торре (и Дель Торо) пытается задать новые стандарты для испанского мрачного криминального кино. Он пошел по пути, в свое время предложенным французскими режиссерами. Через «копирование» американского нуара, создать своей неповторимый и уникальный френч-нуар. В итоге «Тень закона» стала типичной нуар-лентой с характерной для этого жанра атрибутами: гангстерами, продажными копами, развратными богатеями, роковыми, но несчастными красотками, суровым парнем с «темным прошлым», ночными сценами под проливным дождем и т.д.

Только всё это перенесено на почву испанской истории, а точнее говоря, политической истории 20-ых годов. На всякий случай напомним, после окончания Первой мировой войны Испания стала жертвой двух кризисов: экономического и эпидемиологического (вспоминайте смертельный грипп, более известный как «испанка», что унес миллионы жизней в Европе). Кроме этого Испания раздиралась внутренними конфликтами, как политическими, так и территориальными. Конкуренция между Мадридом и Барселоной (то есть Кастильей и Каталонией) сначала переросла в неприязнь, а затем и открытую взаимную вражду.

В начале 20-ых годов Каталония оказалась во власти анархии: бесконечные столкновения, забастовки, бандитские налеты, уличные бои. И все это случилось при откровенном попустительстве местных властей, которые «спали и видели», как бы поскорее выйти из состава Испании.

Именно в этом хаосе происходят события, показанные в фильме. Случился «большой налет» на поезд, который перевозил какой-то очень ценный, но секретный груз. Полиция сбивается с ног, пытаясь напасть на след налетчиков, но всё безуспешно. И тут в Барселону из Мадрида прибывает полицейский инспектор Анибал Урианрте, который должен способствовать расследованию.

Почти сразу же становится понятным, что в дело замешаны политики. Перебить хорошо вооруженный конвой поезда едва ли было бы под силу простым уголовникам. Хотя это предположение не дает ровным счетом ничего. Полицейские подозревают всех подряд: гангстеров, бастующих синдикалистов, революционных анархистов и т.д.

Ситуация осложняет тем, что прибывший инспектор оказывается в составе «следственной бригады», которая на практике является самым настоящим «эскадроном смерти». Все «допросы» обычно заканчиваются летальным исходом, а тела таинственным образом пропадают. Эта группа состоит из «грязных копов», пытающихся заполучить контроль над частью питейных заведений города. Они активно конкурируют с местным криминальным Синдикатом, делающим ставку на развлечения, совершенно далекие от невинных.

Одним словом, при просмотре фильма скучать не придется. Вас ожидают два с лишним часа напряженного мрачного криминального экшена. А всё это происходит на фоне безукоризненных декораций и реконструированных уличных локаций, которые передают атмосферу Барселоны образца 1921 года (знаменитый «Искупительный Собор» Гауди ещё только строится). А ещё надо отметить блистательную операторскую работу.

Из минусов обозначим некоторое стремление «причесть» историю Испании и сделать её более «политически корректной». Мол, и военные, стремящиеся к диктатуре - плохие, и революционные анархисты - плохие. Впрочем, при просмотре фильме не забывайте - до гражданской войны и установления диктатуры Франко ещё более пятнадцати лет. Впереди у Испании были относительно безоблачные годы «жесткого правления» генерала Де Ривера (1923-1930).

Made on
Tilda