Как гениальный режиссер впал в «голливудскую немилость»
О том, как в 50-ые годы пытались преследовать фрица Ланга
Мы уже не раз упоминали на нашем канале гениального режиссера Фрица Ланга, равно как и его «газетную трилогию», снятую им в США. Однако прежде чем, начать рассказ об этих трех фильмах, надо поведать как гений кино «впал в немилость» голливудских продюсеров.

В одном из разговоров с Фрицем Лангом у него в особняке в Беверли-Хиллз журналист Петер Богданович заметил про фильм «Синяя гардения»: «Это особо ядовитая картина про американскую жизнь». Ланг усмехнулся и ответил: «Единственное, что я могу сказать по данному поводу, что это был первый фильм после преследования со стороны Маккарти, я сделал его буквально спустя двадцать дней. Возможно, именно это обстоятельство сделало ленту столь ядовитой».

Тот разговор состоялся в 1965 году. В течение шести дней журналист дотошно выпытывал у режиссера подробности создания двадцати пяти фильмов, что были сняты Лангом в Америке. Фриц Ланг, перебравшись из Германии в США, начал свою голливудскую карьеру в 1935 году на студии MGM, будучи уже именитым режиссером, фактически живым классиком кинематографа. Перестал же снимать фильмы он только в начале 60-ых годов, буквально за несколько лет до того, как встретился с Богдановичем.

Итогом многодневных бесед журналиста и великого режиссера стала вышедшая в 1967 году книга «Фриц Ланг в Америке». Петер Богданович, наверное, даже предположить не мог, что его книга на многие десятилетия станет одним из самых важных, и самое главное, надежных исторических источников по истории Голливуда. Несмотря на то, что Фриц Ланг считался одним из величайших режиссеров планеты (чтобы закрепиться в этом статусе, ему было достаточно только снять фильм всех времён и народов – «Метрополис») никто из серьезных исследователей не предпринимал попыток оценить его вклад в развитие американской киноиндустрии.

Возможно, это связано с тем, что в его творчестве было пять «национальных площадок»: Австрия, «Веймарская» Германия, Франция, США и ФРГ. Опять же нельзя не отметить, что в период с 1935 по 1956 годы (от «Ярости» до фильма «За пределами разумного сомнения») Ланг сотрудничал с массой студий: MGM, Парамаунт, Фокс Двадцатый век, Юниверсал, Коламбия, Уорнер Бразерс. Однако почти половина кинокартин Ланга была снята в условиях «независимого производства», когда студия подключалась к созданию фильма едва ли не в самый последний момент. Уже по данной причине сохранилось очень мало документов, касающихся лент Ланга. В этом отношении самым таинственным фильмом является «Синяя гардения», увидевшая свет в 1953 году.

В начале 50-ых годов Фриц Ланг пытался соответствовать тому имиджу, который он себе создал за долгие годы творчества – художник, интеллектуал, специализирующийся на поиске острых социальных сюжетов, которые «переводил» на язык доступных простому кинозрителю образов. Показывая «женский мир» специфика освещения передает его в подчеркнуто плоской, почти телевизионной форме. С определенной долей уверенности можно утверждать, что сюжет был структурирован вокруг борьбы за то, чтобы стереть границы между социальными ожиданиями мужчин и чаяниями женщин.

Ланг остро чувствовал психологический террор, малодушие и предательство, присущее эпохе маккартизма, когда американское общество было охвачено истерией и «охотой на ведьм». Подобная атмосфера как нельзя лучше передавала суть нуара, с его нескончаемым кошмаром. «Синяя гардения» - не просто нуар с пугающим миром, это кошмар от начала до конца.

Отрезок творческого пути Фрица Ланга, пришедшийся на начало 50-ых годов, едва ли можно было назвать безоблачным. Например, без объяснения причин на неопределенное время были приостановлены работы над лентой «Стычка в ночи». Прошли долгие месяцы, прежде чем Лангу сообщили, что основанием для «заморозки» стало его попадание в «черный список сенатора Маккарти». Дело в том, что когда Ланг перебрался в США, он акцентировал внимание на собственных антифашистских убеждениях, равно как утверждал, что покинул Германию из-за репрессий нацистов.

Режиссер лукавил, его фильм «Завещание доктора Мабузе» (1933) вовсе не содержал нападок на Гитлера. Сценарист фильма Теа фон Харбоу (на протяжении десяти лет – супруга Ланга) была не просто большой поклонницей Гитлера, но даже намеревалась вступить в национал-социалистическую партию (сделала это она только в 1940 году). Едва ли она могла создать «антифашистский» сценарий. Причины запрета «Завещания доктора Мабузе» были вовсе иными – в картине была показана сила небольшой группы заговорщиков, которая была в состоянии парализовать работу государственной машины в целом. Подобные сюжеты никак не устраивали только что пришедших к власти национал-социалистов.

Фриц Ланг и предположить не мог, что его работа в годы Второй мировой войны в антифашистском комитете и отношение к «Антинацистской лиге» в будущем «выйдут ему боком». Режиссера заподозрили в симпатиях к коммунистам. Во времена маккартизма одного только подозрения на причастность к деятельности коммунистической партии США было достаточно, чтобы перед тобой закрылись все двери. Фриц Ланг честно заявил, что никогда не состоял в компартии, и полагал, что этого было вполне достаточно.

Его не вызывали на допросы, не проводилось специальных слушаний, против него даже не выдвигалось никаких публичных обвинений. Потребовались негласные услуги адвоката и почти годы времени, дабы имя режиссера все-таки исчезло из «черного списка» и ему позволили дальше работать. Теперь становятся понятны слова Ланга о том, что «Синяя гардения» была снята после преследования со стороны Маккарти. Но даже в этой истории есть свои загадки, как Лангу, только что вышедшему из-под запрета, удалось так быстро снять фильм? В 1953-1954 годах Ланг сотрудничал со студией «Коламбия», на которой были созданы «Сильная жара» и «Человеческое желание». А «Синяя гардения» была выпущена «Уорнер Бразерс». Лотта Эйсерен в изданной во Франции биографии Фрица Ланга отмечает, что во время вынужденного безделья режиссер вёл подготовку сразу же к нескольким новым проектам, в том числе трудился над «Синей гарденией». Именно она понравилась продюсеру Алексу Готтлибу. И почти в то же самое время на сторону Ланга перешел глава «Коламбии» Гарри Кон, который заключил с ним годовой контракт, ставший своего рода подтверждением политической лояльности режиссера.

Made on
Tilda