Суровый коп и «игривая попрыгунья»
Когда заканчивался нуар и начинался «городской вестерн»
Мы уже не раз рассказывали о фильмах гениального режиссера Фрица Ланга, который в равной степени может считаться классиком и немецкого, и американского кинематографа. Через ленту «М - город ищет убийцу» он стал одним из создателей мрачного криминального жанра, более известного как нуар.

Оказавшись в США, он довел приемы, присущие для нуара, до абсолютного совершенства. В качестве примера можно привести так называемую «газетную трилогию», которая включается в себя следующие нуар-фильмы: «Синяя гардения» (1953), «Пока город спит» (1956) и «За пределами разумного сомнения» (1956). Впрочем, маэстро мирового уровня становилось тесновато в рамках, отведенных нуару, и он начинает экспериментировать с этим мрачным жанром. Итогом его кинематографических поисков стала кинолента «Большая жара» (1953), которую кинокритики полагают апогеем «американского периода» в творчестве Фрица Ланга.

Сразу же оговоримся, что наши переводчики, по привычке не очень сильно вдавались в смысл происходящего на экране. Поэтому варианты названия «Большая жара», «Сильная жара» и т.д. нельзя полагать привальными, так как в фильме вообще не наблюдается никакой жары (например, в отличие от перового японского нуара «Бездомный пёс»). Речь идет о «предельном калении». А если учесть некоторые сюжетные особенности, то фильм было бы правильнее назвать в российском прокате «Точка кипения». Однако «Большая жара» является устоявшимся, хотя и не правильным переводом, а потому (увы-увы) оперировать будем именно им.

Ланг решил взять за основу одно из направлений в нуаре - поджанр, более известный, как «тайны города». Тут в качестве примера можно привести и раннюю ленту «Тайны Канзас-сити» (1952), и позднюю кинокартину «Секреты Лос-Анджелеса» (1997). Хотя в последнем случае опять же было бы правильнее употребить при переводе именно слово «тайны», так речь шла о следовании поджанровым канонам.

Обычно в этом направлении внутри нуара говорится о повальной полицейской коррупции, совмещенной со всякого рода политическими соглашениями. Впрочем, Фриц Ланг решил обогатить во многом стандартные сюжеты и ввел в действие весьма нехарактерную для нуара фигуру «неподкупного полицейского». В «Большой жаре» это детектив Дейв Беннион (его играет Гленн Форд), который расследует одно самоубийство. Он начинает задать «слишком много вопросов». Тогда на него решили надавить. Сначала мягко, потом пожестче. А потом и вовсе убрать. Однако по ошибке в машине взрывается его красавица-жена. После чего детектив начинает форменную вендетту.

То есть фильм с одной стороны стал отправной точкой такого криминального жанра как «городской вестерн» (вспоминаем «Грязного Гарри» и «Кобру»). С другой стороны, дал сюжетные ходы для множества криминальных сериалов про борцов с мафией (тут можно упомянуть итальянский «Спрут»).

Надо сказать, что несчастную супругу детектива сыграла сестра Марлона Барндо, хотя отнюдь не она является главным женским персонажем. Таковым стала Дебби Марш, чью роль исполнила Глория Грэм – актриса, которой мы недавно посвятили отдельный материал. В «Большой жаре» она выходит за рамки привычных ампула. Она является эдакой «игривой попрыгуньей», смазливой барышней, которая весьма и весьма себе на уме. Она наивно полагает, что ей изящные движения и симпатичное личико смогут защитить от неприятностей. А потому не видит ничего плохого в том, чтобы быть подружкой маниакального гангстера Винса Стоуна. Последнего играет Ли Марвин – еще не седой, и ещё не ставший героем динамичных нео-нуаров (это у него еще впереди).

Винс личность воистину патологическая. В приступе ярости он уродует лицо своей подружки, выплеснув кипящий кофе (вспоминайте предложенный перевод «Точка кипения»). После этого героиня Глории Грэм становится трагическим персонажем – она также мыслит собственную месть. Ведущий войну детектив, который готов преступить любые законы, и изуродованная девушка, которая и при наличии хорошенького лица, не очень-то законы соблюдала, становятся своего рода невольным тандемом, хотя и действуют по отдельности.

Из интересных фактов, касающихся «Большой жары», надо отметить, что роль Дебби Марш первоначально была предложена молодой, но стремительно набирающей популярность Мэрилин Монро. Но та предпочла сниматься в «Ниагаре». То самое недоразумение, которое пришлось «кстати». Мисс Монро весьма и весьма хорошо смотрелась в упомянутой «Ниагаре», а Глория Грэм благодаря драматическому таланту (которого не всегда хватало мисс Монро, надо заметить) обессмертила своё имя и приложила свою изящную ручку к «культурному бессмертию» «Большой жары». К слову, почти сразу же после выхода на экраны лента получила премию Эдгара Аллана По, которую присуждали не кинокритики, а литераторы.

Наш вердикт. Фильм непременно надо посмотреть всем, кто интересуется криминальными и мрачными кинолентами. На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако очень скоро мы продолжим анализировать нуар-картины от гениального Фрица Ланга. А потому не забывайте читать наши новые статьи. А ещё лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»

Made on
Tilda