Прибывшие из тьмы

«Злоумышленники» и хроники нуара
Доброго утра Вам, дорогие друзья! С Вами вновь писатель и историк Андрей Васильченко. И опять и в качестве редактора данного канала, и как автор первого в России «полноформатного» исследования по истории нуара – «Пули, кровь и блондинки». Между прочим, эта книга по версии российского онлайн-магазина № 1 «Озон» оказалась в статусе бестселлера, с чем поздравляю и всех нас, и себя в том числе. Напоминаю, что в нашей новой рубрике «Хроники нуара» мы рассматриваем новинки этого мрачноватого мета-жанра, равно как всё то, что не было изложено на страницах упомянутой выше книги
Наш сегодняшний разговор о возможностях совмещения нуара и мистики. Признаюсь, это мой любимый «коктейль», который хотя и не представлен множеством фильмов, но зато каждое из подобных творений – это подлинный шедевр. Достаточно вспомнить «Сердце ангела» (1987) Алана Паркера, «Девятые врата» (1999) Романа Полански, а также многократно пересматриваемый мною «Сигаретный ожог» (2005) Джона Карпентера. Успех подобного сочетания во многом легко объясним - нуар занимает культурно-стилистическое пространство между классическим детективом и готическими ужасами. Конечно, этот ареал «нуар-обитания» можно расширить или правильнее говоря «растянуть», то есть разделить на мини-сегменты, но можно сжать до передела, вызвав тем самым «взрывающую мозг» концентрацию смыслов. В итоге криминальная загадка станет загадкой мистической. Иногда подобное сочетание приводит к не совсем правильным трактовкам. В качестве примера, можно привести фильм «Готика» (2003) с только-только ставшей популярной Холли Берри. Проблема в том, что «готика» это всё-таки «возвышенные ужасы». А в фильме мы видим характерный мистический нуар, с типичными нуар-элементами: потерявшее память главное действующее лицо обвинено в преступлении, есть продажные копы, мелькают эстетствующие маньяки и т.д. Наверное, продюсеры решили, что фильм будет проще продвигать, если назвать его «Готика», а не «Нуар».

Однако сегодня предлагаем обратить внимание на проект, который фактически ускользнул от внимания отечественного зрителя. Это мини-сериал «Злоумышленники» (2014), который был вольной экранизацией романа Майкла Маршалла «Те, кто приходят из темноты». Сразу же отметим два положительных момента. Это сценарная работа Глена Моргана, в своё время трудившегося над легендарными «Секретными материалами», а также исполнение одной из главных ролей Джоном Симмом, который известен работой в нео-нуарной «Жизни на Марсе».

Как и положено нуару, главный герой – маргинал. Но не в смысле бомж, а в смысле представитель разных миров. Он - бывший полицейский, а ныне писатель, у которого нелады с алкоголем. В какой-то момент он перестает понимать, что происходит. Паранойя и жесткая дезориентация – это как раз отличительные черты нуара. Впрочем, в данном случае виноват был вовсе не алкоголь. Герой сталкивается с тайной мистической организаций. Это мы привыкли, что всякого рода публика, бегающая в балахонах с капюшонами, это по сути своей дешевые клоуны. Тем не менее, оказалось - не всегда. Большие деньги, помноженные на стремление к бессмертию, оказываются страшной и разрушительной силой.

Надо сказать, что бессмертие оказалось тоже не безусловным. В связи, с чем хочется обратить внимание в великолепную игру Милли Браун (на момент съемок ей было чуть больше 10 лет). Теоретически она исполняет две роли. Испуганную девочку-подростка, и путешествующего на протяжении веков из тела в тело серийного убийцу. И играет безупречно! В некоторых моментах по спине невольно пробегает холодок. А ещё мистический нуар заставляет обращать внимание на банальные вещи. Например, привычную для многих фразу: «Что посеешь, то и пожнешь» - которая в «Злоумышленниках» обретает совершенно новый и пугающий смысл.

Если вам интересен нуар как стиль и как жанр, то рекомендую свою книгу «Пули, кровь и блондинки», которая может считаться своего рода учебником по нуару. А еще не забывайте читать наш канал! Впереди нас ждут новые сюжеты и новые истории! Искренне Ваш Андрей Васильченко

Made on
Tilda