Что скрыто в оригинальном «Фарго»?
Небольшие загадки культового фильма братьев Коэнов
Фильм братьев Коэнов Фарго» (1996) стал если не культовым, то весьма заметным явлением в сфере мрачного и криминального кино. Об этом свидетельствует одноименный сериал-ремейк, который обрел массу поклонников в последние годы. Попробуем посмотреть, что ускользнуло от зрителей.

Фильм в первую очередь о предательстве. Например, В «Кидалах» Лилли обманывает своего босса-гангстера, а затем предает своего же собственного сына. Семейное предательство лежит в основе ленты братьев Коэнов «Фарго». В ней Джерри Лундегаард (в исполнении Уильяма Мейси) предает и свою жену, и своего тестя. Он заказывает похищение супруги, чтобы затребовать деньги на выкуп у тестя, однако план дает сбой.

В отличие от прочих жанров герои нуара редко обретают в финальной сцене фильма покой и чистую совесть. Зачастую они сожалеют о сделанном, например, о том, что задержали преступников. Герои нуара нечасто учатся на собственных ошибках, что не исключает того, что они способны на отчаянные поступки, но это редко является благородным деянием.

Когда Джерри Лундегаард из «Фарго» понимает, что инсценированное похищение его жены пошло не по плану, что гибнут люди, то он в первую очередь беспокоится не по поводу своей супруги, а то, как бы скрыть хищения на автостоянке, которой он управляет. Впрочем, бывают и исключения, как например, в «Секретах Лос-Анджелеса», когда «Бад» и Эд объединяют усилия, так как с ними хотят расправиться продажные полицейские.

Но в любом случае герой нуара остается отчужденным и изолированным, как в физическом, так и психологическом смысле. В этом отношении нуар во многом созвучен психологическим триллерам.

«Фарго» нашел своё невольное отражение в реально культовом фильме всё тех же Коэнов «Большой Лебовски». В нем главном герою ленты Дюдю-Чуваку предстоит выпутаться из неприятностей. Однако он в основном только ухудшает его положение. В то же самое время его друг, Донни в исполнении Стива Бушеми частенько оказывается «не в теме». Подлинное основание, по которому ему стабильно рекомендует «умолкнуть», кроется в том, что в «Фарго» (что был предыдущим фильмом Коэнов) персонаж, которого играл Бушеми, болтал без умолку.

Есть масса других причин, почему кинокритики весьма высоко оценили «Фарго». Даже если не считать, что в киноленте показаны преступники, которых погубили их же собственные криминальные и совершенно бесполезные планы. Но обратимся немного к истории.

В первой ленте Коэнов «Просто кровь» (словосочетание из Дэшила Хэммета, а тот в свою очередь взял его из полицейских рапортов) говорится о том, что в момент совершения преступления бандиты теряют контроль над собой, утрачивают хладнокровие, пренебрегают рациональностью и в результате оставляют массу наводящих на их след улик и подсказок. Они не умеют просчитывать ситуации, а потому их действия быстро становятся неконтролируемыми.

Это может находить визуальное выражение. Например, лента «Фарго», названная «бланк фильмом» по причине того, что большая часть сцен снята в условиях «белой мглы» на равнинах Северной Дакоты, показывает преступников, погруженных в «снежную слепоту», что является символом их иллюзий и самообмана. Как и в «Просто крови» криминальные сюжеты переносятся в структуру комедии положений. Однако «Фарго» очень сильно отличается от «Просто крови» - в нем комедийным образом описывается цена преступной ошибки.

Всё это уложено в состав традиционного детектива, с обыкновенными действующими людьми. Более того, главным персонажем является женщина-детектив, находящаяся на седьмом месяце беременности. В этом фильме преступники кажутся просто созданными для того, чтобы погубить друг друга. Комментарии детектива Мардж Гандресон относительно ожидаемого ею ребенка показывают, что она живет нормальной обычной жизнью. Её быт и семья лишены холодной расчетливости – это показано как удел криминальных сообществ, как зараза, губящая людей.

Но, невзирая на мрачный тон и насилие, «Фарго» в некоторых своих местах напоминает классическую комедию, которая имеет обыкновение заканчиваться свадьбой, что в свою очередь является метафорой надежд на лучшие перемены в будущем.

А еще именно «Фарго» можно отнести к фильмам, которые вдохновили так называемый «скандинавский нуар» (вы наивно полагали, что это сделали скандинавские писатели-детективы?) Если не брать в расчет фильмы ужасов и детективы, действие которых происходит в Антарктиде (их спектр широк от культового «Нечто» до «Белой мглы») то «бланк-ленты» были доведены до безусловного совершенства именно в «Фарго» братьев Коэнов.

И при чем здесь Скандинавия и Швеция? – спросите вы. Герои «Фарго» являются потомками выходцев из Швеции (Мардж Гандерсон, Джерри Лундегаард, Уэйд Густафсон, Гэир Гримсруд). Но это вовсе не значит, что Коэны полагали, будто бы у Швеции есть хоть какой-то вклад в мрачные триллеры. Это была весьма язвительная ирония. Братья в буквальном смысле потешались над шведами и песенками, что слышали в детстве. В Скандинавии же это восприняли весьма серьезно и в итоге «по ошибке» породили целый криминальный субжанр.

Made on
Tilda