Тайный смысл «Иглы»
В суете анализа фильмов мы забыли об этом удивительном кинофильме 1988 года «Игла». Про «Иглу» и написано, и сказано очень много. И что снималась на малоизвестной кому студии, и что для режиссера Рашида Нугманова это стало подлинным «прорывом». И что Виктор Цой оказался не только певцом, но и хорошим актером и т.д. и т.п. Сосредоточимся на том, что ускользнуло от зрителей и кинокритиков. Во-первых, мы имеем дело с «советским нуаром». Ведь «Игла» - это не детектив, и не боевик, а именно криминальная драма с ярко выраженным социальным подтекстом. Как и в нуаре, так и в «Игле» есть незримый закадровый голос
Сначала это был так и оставшийся безвестным рассказчик. Далее по фильму в качестве оного выступали «телевизор» и «радиоприемник», подбиравшие фразы из постановок. Во-вторых, как и в нуаре, так и в «Игле» есть некие «искажения времени». Однако, если в классических «черных фильмах», это выражается в том, что сюжет и фабула могут категорически не совпадать - фильм может вообще быть построен на множестве отступлений в прошлое, т.н.флешбеках. В «Игле» на выручку опять же приходит «телевизор» (недаром фильм посвящен работникам советского телевидения). Трансляции прерываются и вы можете видеть отрывки «будущего», в частности, пребывания Моро и Дины в пустыне. Однако это всего лишь небольшие заметки на полях, то есть маргиналии. Ключ к постижению главной тайны нам дает первоначальное название фильма – «Иглой» его решили назвать в самый последний момент. А кинофильм должен был называться «Полет черного солдата». Опсс…. Почему «полет»? Почему «солдата»? И тут мы можем наблюдать некоторое сходство «Иглы» и классического нео-нуара «Выстрел в упор» (1967). В обоих случаях главный герой свершает акт мести, возвращаясь туда, где «его не ждали». Только вот некоторые говорили о том, что герой Марвина в «Выстреле в упор» был не совсем человеком, а скорее, «призраком» и «ангелом мщения». Аналогичное можно сказать и про Моро, которого в «Игле» играет Виктор Цой. Почему все так не на шутку перепугались, когда он вернулся? Ну вернулся человек за долгом… И что? Персонаж Баширова (Спартак) был должен «плохим парням», куда более крупные суммы. Отгадка проста – все полагали Моро убитым. Причем именно «убитым», а не «без вести пропавшим». На это указывают фразы многих персонажей, мол, мы тебя искали, но так и не смогли найти. Опять же есть в фильме подлинно мистический момент – это телефонные звонки родственникам, которые безуспешно совершает Моро. Есть поверие, что мертвые иногда пытаются связаться с живущими близкими. Раньше это был стук в окно, теперь «пустые» телефонные звонки. Опять же надо обратиться к этому прозвищу, что явно насеет на себе отпечаток смерти (Морд, Мара, Морок и т.д.) Когда становится ясно, что криминалитет из числа «живущих» не в состоянии справиться с мстителем, то к нему посылают аналогичного «потустороннего» персонажа. В этой части финал в некоторой степени напоминает концовку «Пути Карлито» (1993). Бенни Бланко и «неизвестный» из «Иглы» так и вовсе похожи. Однако что мы видим? После нескольких ударов ножом фактически нет крови. «Черного солдата» не остановить, он приподнимается и с трудом, но всё-таки продолжает свой путь. Подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»
Made on
Tilda