Девичьи тайны – основа подростковой нуар-готики
«Дневники мотылька» как смешение мрачных жанров

Мы уже не раз говорили о том, что нуар (как мрачный мета-жанр) на своем «правом» фланге соседствует с готикой. Это наглядно показано во многих фильмах, которые традиционно относятся к числу мистических нуаров.

В то же самое время нельзя не сказать, что каждый из этих больших жанров имеет свою подростковую «ипостась». В качестве примера «подросткового нуара» вспомним сериал «Вероника Марс». Сагу «Сумерки» можно полагать типичной «подростковой готикой». Впрочем, в некоторых случаях грань между этими явлениями бывает провести очень сложно. «Баффи - истребительница вампиров» изобилует и криминалом, и мрачными тайными, и загадочными организациями, и потусторонними посланниками.

Подобное обширное введение не будет лишним, так как сегодня мы продолжаем разговор о режиссере Мэри Хэррон, которую мы вспоминали в связи с фильмом о «непутевой Бетти Пейдж». Создавшая «Американского психопата» и сериал «Последователи» Мэри Хэррон навсегда вписана в историю мрачного кино. Однако сегодня мы будем рассматривать не самую её известную ленту. Речь идет о кинокартине 2011 года «Дневники мотылька».

Мотылек как «ночная бабочка» сразу же предполагает нечто если не интимное, то в известной степени сомнительное. Особенно если речь идет о закрытой, элитарной школе для девочек. В отличие от романа Рейчел Клейн, экранизацией которого стал этот фильм, действие происходит не 70-ые годы (когда чувствовалось эхо всякого рода «субкультурных революций»), а в наши дни.

Фильм по большому счету недооцененный, что связано на наш взгляд с тем, что смотревшие его люди, равно как кинокритики пытались увидеть в нем «молодежный ужастик», а надо было видеть именно пограничное явление, то есть нуар-готику. Нагнетание атмосферы в фильме много важнее собственно страха и прочих погибших девушек. От готики фильму досталась обстановка – закрытая школа со «старыми традициями», от нуара – внутренний диалог главного героя с самим собой, равно как попытка разобраться в безумии происходящего вокруг него.

Сюжет фильма совершенно несложен. В школе появляется новая ученица. Её зовут Эрнесса – её играет напоминающая инфернальную куколку Лили Коул. Она быстро завоевывает популярность, разрушая ранее существовавшие тандемы подружек, чья взаимная увлеченность выглядела не всегда безобидно. Главная героиня, терзаемая ревностью, тут же хватается за предложенную ей на уроке литературы «соломинку» – сюжет из готического романа, в котором рассказывается о вампирах.

С того момента она свято уверена, это Эрнесса – вампирша (вампиресса?) и пытается заполучить себе в пользование её подруг. Отчаянная девочка пытается предпринять собственное расследование. Тем более что за «новенькой» действительно водится много всего странного. Никто не видел её за едой, но при этом она не страдает анорексией. Опять же из её комнаты идет странный, сладковато-тошнотворный запах и т.д.

Есть некоторые расследования, которые лучше не начинать. Хотя бы потому, что они стоят жизни другим людях (это опять же заимствование из нуара). Что собственно выяснила главная героиня в исполнении Сары Болгер (вспоминайте «Тюдоров» и прочие сериалы) мы оставим в тайне, чтобы не портить вам возможный просмотр.

На полях нашего рассказа лишь оставим несколько замечаний. Не все тайны оказались раскрыты. В частности никто из критиков не обратил внимания на хорошо замаскированную тему «незаконных отношений» (выразимся аккуратно). Во-первых, за стиль ведения уроков и лексикон, используемый во время оных, учителю литературы точно надо «было бы дать по шапке».

Во-вторых, странно выглядит фраза, которую Эрнесса бросила главной героине, подразумевая её отца, который по сюжету некоторое время назад покончил с собой: «Он тебе рассказывал и другие сказки, но ты их старательно забыла». Опять же тема, заимствованная из нуара – достаточно вспомнить «Китайский квартал» Романа Полански.

На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако в ближайшее время мы продолжим анализировать фильмы Мэри Хэррон. А потому не забывайте читать наши материалы. А еще лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»

Made on
Tilda