Обижать барышню-секретаря – занятие опасное
Почему фильм «Секретарь» - это не кинолента «Секретарша»?
Прежде чем начать наш рассказ, надо сделать одно водное замечание. «Секретарш», «журналисток» и «официанток» согласно хорошего тона и идеального соблюдения правил русского языка у нас не существует. Есть «девушки-секретари», «девушки-журналисты» и «девушки-официанты». По крайней мере, меня так учили. И сие правило настойчиво просили не нарушать

Когда мы говорим о фильме, посвященном барышне-секретарю, то в первую очередь в голову приходит лента 2002 года, где главную роль сыграла Мэгги Джилленхол. Та самая кинокартина, что активно эксплуатировала тему всякого рода «ролевых игр» и была наполнена провокационными и даже вызывающими сценами. Так вот, речь мы будем вести совершенно не об этом кино-творении.

В поле нашего зрения попала кинолента 1995 года, которая по большому счету предназначалась не для показа в кинотеатрах, а для демонстрации на ТВ. То есть относилась к категории класса В. На неё можно было бы не обращать внимания, если бы режиссер не пытался импровизировать с женскими амплуа, характерными для нуара. А потому этот фильм представляет для нас интерес. Тем более что у него весьма поучительный сюжет

Режиссер ленты Эндю Лейн в первую очередь «широко известен узкой публике» как сценарист телевизионных триллеров, который со временем сам снял несколько фильмов. Может быть, мы как-нибудь обратим внимание и на прочие ленты, но пока нас интересует «Секретарь» 1995 года.

В известной степени режиссер был пророком, так как предсказал «восстание» «офисного планктона». Всякого рода менеджеры и «новые белые воротнички», по сути, стали «пролетариатом» новой эпохи. Кто только над ними не глумится! А потому офисное пространство превращается в своеобразное «поле битвы». В фильме две героини. Обе плоть от плоти офисной работы. Одна - опытный брокер, вторая - секретарь.

Только вот незадача. У первой в её прошлом есть темные моменты и всякого рода сомнительные фактики, типа романа с коллегой, что для оного закончилось доведением до самоубийства. А у второй есть незаурядный ум и масса способностей, которые она никак не может реализовать на должности секретаря, тяготящей её уже не один год. Казалось бы, простая для триллера схема. Секретарь разоблачает злодейку. Тем более что в нуаре есть такое «узкое» амплуа как гипер-активная секретарша, которая может быть «частным детективом».

Впрочем, Лейн усложняет задачу. Секретарь, которую играет Шейла Келли, до смерти на всех обижена – её третируют и обделяют. Мол, гражданочка, вашего мнения никто не спрашивал, и знайте своё секретарское место. И тогда «девушка в беде» (это еще одно амплуа из нуара) решает начать «свою игру». Она, подключив свой незаурядный ум, устраивает «многоходвку» (то есть «многоходовую комбинацию», коими в своё время славились британские спецслужбы)

Все это она делает, чтобы добиться успеха и помочь своему отцу. То есть, казалось бы, что мы имеем дело с «плохой хорошисткой». Впрочем, по мере того, как она устраивает хитроумные комбинации, начинают гибнуть мужчины, некоторые непроизвольно, а некоторые сознательно «попавшие под чары». Очередная трансформация – мы уже имеем дело с femme fatale.

Когда на кону оказывается «будущее», сопряженное с шестью миллионами долларов, хитроумный «секретарский разум» дает сбой и с этого момента девушка начинает приобретать откровенно маниакальные черты, активно вторгаясь в личную жизнь «заклятой подружки». То есть милейшая девушка становится «злодеем-декадентом» и вообще покидает пределы женских амплуа, характерных для мрачного мета-жанра, то есть нуара. Начало этого процесса показано в сцене с дробным освещением, когда полосы от жалюзи как бы символизируют темные помыслы, что овладели девушкой.

В чём мораль этого фильма? Не третируйте талантливых сотрудников - иногда это просто-напросто небезопасно. На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако очень скоро вернемся к анализу женских амплуа, характерных для мрачных и криминальных фильмов. А потому не забывайте читать наши материалы. А еще лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара».

Made on
Tilda