Нуар в русском роке
Какие композиции отечественных рок-исполнителей можно сделать символами русского нуара?
Мы уже не раз отмечали, что мрачный мета-жанр, более известный как нуар, имеет как свое визуальное, так и музыкальное воплощение. Про визуальную сторону нуара мы говорили уже не раз – тема ночного дождя, тусклый свет, пробивающийся сквозь жалюзи, и длинные мрачные тени.

С музыкальной точки зрения нуар последние полвека ассоциируется с тоскливо звучащим саксофоном, то есть джазом в стиле Джона Колтрейна. Хотя понятно, что «черный джаз» для отечественного нуара подходит, наверное, не очень хорошо, хотя рюс-нуар и не сформировался как полноценное, легкоузнаваемое явление. Но, думается, что у нас всё впереди.

Постепенно «судьи» и «судейские» стали именно «черными». В данном случае черный, это не зло, а аскеза и даже благородство, желание возвыситься над привычными страстями. Конечно, не всем средневековые судьи следовали этому принципу, однако в нуаре главный герой предстоит именно таким. Несмотря на массу личных прегрешений, он все-таки служит высшей идее – не всегда по доброй воле, но тем не менее весьма последовательно. С одной стороны - монах, с другой стороны – судья. Нельзя не отметить такую вещь как длинный темный плащ, который часто носит главный герой нуара. В Средние века социальные подвижники и борцы за социальную справедливость нередко именовались «людьми в долгом убранстве». В этом виделось противопоставление знати и богатеям, которые в те времена носили короткие, но очень дорогие «кафтаны». То есть «черный плащ» стал невольной ассоциироваться с борьбой против «зла мира сего». Как тут не вспомнить героя одноименно мультипликационного сериала, которые по сути можно считать «нуаром для детей». Нечто аналогичное можно сказать о Зорро (в любом его исполнении). В его случае «черный плащ» едва ли не важнее «черной маски»
Именно подобные тенденции приводят к тому, что в целом ряде стран были приняты законы против роскошной одежды. В итоге можно говорить о цветовом противостоянии во время Реформации и Крестьянской войны – протестанты предпочитали простые, черные одежды, в то время как католики носили цветные наряды. Опять же черный цвет был отличительной чертой английских пуритан. Именно отсюда мы можем выводить лицемерное вырождение чёрного благородства. Если принять во внимание, что итоге диктатуры Кальвина в Женеве могли бы ужаснуть даже испанскую инквизицию, то возникает определенное сомнение в искренности подобных «социальных устремлений».
Происходит подмена понятий черный из символа внутреннего подвига превращается во внешний признак лицемерной воздержанности. В итоге черные одежды стали весьма популярны среди купцов и даже банкиров. По итоге производители материи не успевали красить её в черный цвет, так как спрос (по сути) превышал предложение. В некоторых нуарах мы видим негативное преображение героя. Например, «темный рыцарь» может оказаться во власти собственного «величия». Если говорить о духовном состоянии, то в отдельных моментах это напоминает «прелесть бесовскую», один из грехов, когда человек (например) излишне горд своим как-бы-праведным образом жизни
Made on
Tilda