Десять нуар-фильмов из СССР
Какие мрачные криминальные ленты можно отнести к «советскому нуару»?
Мы продолжаем делать обзорные материалы, которые позволяет нам постигнуть суть отечественного нуара, обозначить его контуры, выявить характерные визуальные черты. На этот раз мы обращаемся к нашему советскому прошлому. Некоторые (не слишком далекие, если честно) кино-обозреватели, полагают что никакого «советского нуара» не было и быть не могло, мол, советское кино жило только проблемами сталеваров и доярок.

Это очень примитивный взгляд на советский кинематограф. Режиссеры в СССР никогда не творили в «вакууме» советской цензуры. Они были прекрасно знакомы с образцами зарубежного кино. Можно привести весьма показательный случай. Совсем молодой Тарковский в качестве курсовой работы делает вольный ремейк фильма Роберта Сьодмака «Убийцы» (1946). Где и как он его увидел, остается под вопросом, но факт есть факт: уже в 1956 году была работа, которую можно однозначно идентифицировать как советский нуар.

Позже было несколько телевизионных проектов, которые имели отчетливо нуарное звучание. В качестве наиболее показательных можно вспомнить сериал «Мираж» (1983), который был экранизацией повести Дж. Чейза. Хотя ярче всего это проявилось в сериале Говорухина «Место встречи изменить нельзя» (1979). Наиболее ярко влияние французского нуара читается в последней, самой мраченной серии этого легендарного проекта.

Однако мы всё-таки будем говорить о полнометражных фильмах, которые шли в кинотеатрах, то есть собственно о кино. Ленты мы расположим отнюдь не в хронологическом порядке.

  1. Наиболее яркой и в то же самое время гнетущей была кинокартина «Грачи» (1982), которая была основана на действительных событиях. В фильме рассказывается о банде, которая, готовясь к ограблению сберкассы, сначала убила таксиста, а затем расстреляла наряд ГАИ, который начал преследование. У зрителя был своего рода «разрыв шаблона», так как одного из злодеев играл Леонид Филатов, вызывавший у публики глубокие симпатии
  2. Второе место мы отводим фильму «Мой друг Иван Лапшин» (1982). Алексея Германа и так сложно назвать лучезарным и оптимистическим режиссером – достаточно вспомнить его последнюю картину «Трудно быть богом». В указанном нами фильме рассказывается история, которая замешана на сюжете, связанном с ликвидацией банды Соловьевых. Дело происходит в 30-ые годы. В фильме много мрачных теней и всего того, что ассоциируются в нуаром.
  3. Эталонным нуаром родом из СССР можно назвать фильм «Тегеран-43» (1980). Он создавался во многом под влиянием французских криминальных лент, а потому едва ли удивительно, что нём одну из главных ролей играет Аллен Делон. Мрачные локации азиатского города вызывают в памяти т.н. «экзотические нуары», когда действие происходит либо в Южной Америке, либо в странах Юго-Восточной Азии.
  4. Фильм «Один и без оружия» (1984), созданный в то время молодым режиссером Хотиненко, предложил необычную модель сюжета. Противостояние, изображенное на фоне НЭПманской «России», происходит между тремя сторонами: матерыми уголовниками, сыщиком «старой закалки» и молодым «революционно пылающим» следователем. Фильм отличает отсутствие хорошей концовки, многие зрители испытали своего рода легкий культурный шок.
  5. Схожее звучание мы можем обнаружить в ленте «Три гильзы от английского карабина» (1983). Действие происходит на многострадальной Украине сразу же после окончания гражданской войны. Органы правопорядка пытаются безуспешно ликвидировать многочисленные бандоформирования, которые укрылись на хуторах и совершают налеты на мирных жителей. Обычно подобные фильмы подавались в стиле «революционного вестерна», однако в данном случае заимствованы приемы нуара. В частности активное контровое освещение, во многих сценах действуют просто размытые фигуры, напоминающие тени.
  6. На волне «оттепели» в советском кинематографе появился удивительный, но весьма пессимистичный фильм «Человек, который сомневается» (1963). На первый взгляд – это дело об убийстве молодой девушки. Однако осужденный (одна из первых ролей совсем молодого Олега Даля) оказывается невиновным. Признание из него фактически «выбили». Правду удается установить лишь во время проведения дополнительных следственных мероприятий.
  7. Далее мы приведем три ленты, которые в известной степени созвучны. Они появились еще до официальной «оттепели», но уже не в «сталинском СССР». Начнем с «Дела Румянцева» (1955), когда героя Алексея Баталова пытаются ошибочно осудить. Выясняется, что отнюдь не все советские следователи» являются безусловно положительным персонажами. А еще вызывающие у зрителей положительные эмоции Николай Крючков и Евгений Леонов предстают в качестве отрицательных персонажей.
  8. Не всяк уголовник, есть негодяй. Эта смелая мысль оказалась заложена в сюжет фильма «Ночной патруль» (1957). В нём в качестве раскаявшегося рецидивиста, известного под кличкой «Огонёк», выступает любимый публикой Марк Бернес. На фоне всего того показана нечистоплотность некоторых служащих милиции
  9. Фильм «Дело пестрых» (1958) также рассказывает о запутанном деле. Примечательны два момента. Одного из уголовников играет хорошо воспринимавшийся публикой Михаил Пуговкин. Кроме этого сцена вечеринки стиляг по негативному изображению оных весьма напоминает сцену джаз-сейшена из классического американского нуара «Леди-призрак» (1944)
  10. Заканчиваем мы рассказ упоминанием удивительной ленты – «Первая встреча, последняя встреча» (1987). В ней удалось органично совместить элементы нуара (мрачные коридоры и подворотни) с чертами, присущими «детективу в стиле модерн» (исполнение романсов, варьете и т.д.) Лента, которая говорила о крушении Российском Империи, словно бы предрекала крушение СССР
На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако очень скоро мы продолжим анализировать отдельные кинокартины, которые можно отнести к т.н. «советскому нуару». А потому не забывайте читать наши материалы! А ещё лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»

Made on
Tilda