Достучаться до чистилища

"Галвестон" и хроники нуара
Друзья, день добрый! С вами вновь Андрей Васильченко - автор множества книг (в том числе по истории нуара - «Пули, кровь и блондинки») и по совместительству редактор данного канала. Мы продолжаем публиковать материалы в нашей новой рубрике – «Хроники нуара», в которой рассматриваем новинки этого мрачного жанра, равно как всё то, что не вошло в мою книгу
Друзья, день добрый! С вами вновь Андрей Васильченко - автор множества книг (в том числе по истории нуара - «Пули, кровь и блондинки») и по совместительству редактор данного канала. Мы продолжаем публиковать материалы в нашей новой рубрике – «Хроники нуара», в которой рассматриваем новинки этого мрачного жанра, равно как всё то, что не вошло в мою книгу.

Наверняка, несколько позже я всё-таки создам «Указатель структурно-сюжетных элементов нуара», на что (возможно) потребуется несколько лет, а, может быть, даже десятилетие. Но в итоге сценаристам, равно как писателям будет облегчена работа, хотя, надеюсь, они не будут превращать свой труд в подобие лото, произвольно вытаскивая повороты сюжетов из упомянутого указателя. Именно такие мысли мне пришли, когда я посмотрел фильм «Галверстон». Я по привычке прежде чем ознакомиться с кинолентой ничего о ней не узнаю, и воспринимаю как «вещь саму по себе» (прям как из философии Гегеля). Однако иногда подобный подход является не то чтобы порочным, но ошибочным. Узнай я перед просмотром, что автором сценария и сюжета фильма является Ник Пиццолатто, это очень многое бы объяснило. Во-первых, стало бы понятно, откуда такое большое количество локаций, весьма напоминающих «Настоящий детектив» (первый сезон). Во-вторых, стало бы вполне очевидно, что успех «Настоящего детектива» (именно его первого сезона) не был случаен, а сам Пиццолатто является не просто знатоком, а настоящим экспертом по нуару, сравнимым разве что с братьями Коэнами.

По большому счету «Галвестон» - это большое количество отсылок к самым различным нуарам разных лет, из которых вылеплен совершенно уникальный и трагический сюжет. Главный герой - криминальный «решала», который вдруг обнаруживает, что болен. Болезнь сама по себе явление неприятное, а когда речь идет об онкологии, то человек и вовсе меняется («Во все тяжкие»). И вот сей громила случайно спасет попавшую в неприятность неприлично наивную девицу («Профессионал», у нас в прокате более известный как «Леон»). Девица в исполнении Эль Фаннинг (хватит ей играть сказочных принцесс!) очень сильно напоминает Джуди Фостер из «Таксиста», затем лишь исключением, что Джуди играет «рабу любви» совсем уж нежного возраста, а главная героиня «Главестона» хотя и смахивает на школьницу-переростка, но всё-таки совершеннолетняя. Эпизодически она отсвечивает своим молодыми телесами, что является явной отсылкой к юной (на момент съемок в 70-ые годы) Мелани Гриффит в «Ночных ходах». Однако есть и принципиальные различия. В «Ночных ходах» героиня гибнет по причине глупости и самовлюбленности главного героя (частного детектива), в «Галвестоне» она обречена с самого начала. Ощущение обреченности подчеркивается таким элементом как заявленная сестра, которая на самом деле является дочкой (вспоминаем «Китайский квартал» Романа Полански).

На фоне всего этого герои пытаются скрыться от проблем и мрака криминального мира, стремясь на пляж к океану. Это, конечно, весьма напоминает «Достучаться до небес», но лишь поверхностно. В фильме не будет даже условно счастливой концовки. Редкие проблески света и радости сменяются всё большим погружением во тьму. Режиссер не просто играет со зрителем, он готов его шокировать, заявляя, что правда жизни редко бывает «причесанной». И когда невольно кажется и ожидается: «А вдруг всё будет хорошо? Вдруг им повезет?» - всё становится настолько плохо, что действие превращается в самый настоящий мракопад. Что еще раз доказывает, в подлинном нуаре не может быть действительно безоблачных финалов. Чтобы спасти хоть что-то светлое в этом мире мглы и отчаяния, герой жертвует собой, чем весьма напоминает детектива Джона Хартигана (в исполнении Брюса Виллиса) из «Города грехов».

Стоит ли смотреть этот фильм? Несомненно, хотя бы ради блестящей игры Бена Фостера, который окончательно вписал своё имя золотыми буквами в историю мирового кинематографа. Если же говорить о возрожденном в третий раз нуаре («нуар плюс» или «нуар 2.0», если угодно) то в число его шедевров («Черная орхидея», «Город грехов» и «Настоящий детектив») теперь вписан «Галвестон», а это означает, что Ник Пиццолатто вырывается на лидирующие позиции. Остается только подождать, что на это «ответят» Брайан де Пальма и Роберт Родригес.

Если вы хотите больше знать о нуаре, то приобретайте в книжных страны мою работу «Пули, кровь и блондинки». А еще не забывайте читать наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко


Made on
Tilda