Десять элементов нуара
Визуальные черты мрачного мета-жанра
Дорогие друзья! В связи с тем, что наш канал, посвященный преимущественно мрачному мета-жанру, более известному как нуар, равно как культурными явлениям, с ним смежным, обрел некоторую популярность, мы будем регулярно делать «срезовые» материалы. То есть давать своего рода практические пособия для тех, кто захотел сам создать либо мрачное кино, либо какой-то нуар-проект.

Сегодня мы обсуждаем визуальные элементы, которые присущи нуару в его «идеальном виде». Таковых по большому счету десять.

1. Ночь. Это не просто некоторая часть суток, а основное время действия в нуаре. И не просто время, а обширный ландшафт, визуальное пространство, наполненное коварством и мрачными помыслами. Собственно день (светлое время суток) в нуаре это - всего лишь короткий отблеск «разума» между двумя ночами.

2. Свет неоновых вывесок как бы дополняет ощущение ночи. Действительно, какой смысл в неоне при солнечном свете? Ночью он выглядит пугающе и в то же самое время зовущее. Потому, как правило, это вывески баров, клубов, ресторанов, казино. То есть объектов с амбивалентным набором качеств. Манящих, но в то же самое время таящих в себе скрытую угрозу.

3. Элементы ночи и её коварных помыслов таят в себе жалюзи, которые делят пространства на зоны света и зоны мрака. Это еще не ночь, но её «предвестник». Есть мнение, что жалюзи, отбрасывающие полосы на главных героев действия, как бы облачают их арестантские робы. Это не совсем так. Они как бы говорят о полосатых пижамах в сумасшедшем доме, ибо нуар как мета-жанр покоится на паранойе и ощущении преследования.

4. Внутреннее ощущение тревоги и безграничного беспокойства создается за счет низко висящих абажуров, а также за счет контрового освещения, которое превращает персонажей с черные силуэты. В нуаре иногда действуют не собственно люди, а лишь их тени

5. В нуаре непременно должен идти дождь, должны мелькать черные лужи. Это не живительная влага, это визуальное выражение отчужденности (главной категории нуара). Люди укутываются в плащи, прячутся под зонты. Они одиноки и отчуждены друг от друга.

6. Даже если вы фанатичный поборник здорового образа жизни, в нуаре нечего делать
тоскливого похмелья. Этот состояние наиболее близко к нуару, который тяготит человека во всех его чувствах. Жизнь кажется безнадежной и прошедшей «за зря»

7. Запаситесь шляпами (про них мы сделаем отдельный материал, но несколько позже). Шляпа - неизменный символ нуара. Даже если действие происходит в далеком будущем, то главные герои всё равно носят шляпу (вспоминаем «Бегущего по лезвию» и первые серии «Экспансии»).

8. Принято считать, что нуар ассоциируется с автоматом Томпсона в его «гангстерской» (а если быть предельно точным, то «полицейской») комплектации, то есть с дисковым магазином. Однако самым характерным для нуара оружием является 911-й Кольт. Самозарядный пистолет, который (как ни странно прозвучит), но является производной от европейского Браунинга.

9. Указанное оружие в нуаре лучше всего вручить такому персонажу как преступник-декадент. У оного есть масса вариаций: от философствующего гангстера до эстетствующего маньяка. Но это отнюдь не просто звероподобный громила. В нуаре вообще нет однозначно плохих и однозначно хороших персонажей – «все красавцы»

10. Конечно, некоторые нуары обходятся без такого персонажа как femme fatale, что не совсем верно переводится как «роковая красотка», но всё-таки лучше, чтобы она была. Причем, на первом месте у неё должна быть не столько красота, сколько коварное намерение погубить всех «славных парней», что встречаются ей на пути.

На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако очень скоро продолжим анализ нуара и мрачного кино. А потому не забывайте читать наши материалы. А еще лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»

Made on
Tilda