Месть носила черное пальто
О последнем фильме Майка Ходжеса
«Я не хочу знать, почему умер мой брат. Я хочу знать, почему он умер именно ТАК!!!» - восклицает Уилл, некогда бывший криминальным воротилой Лондона. Он отошел от дел, стал похож на какого-то деревенщину и старательно пытается забыть свое прошлое. Однако вернувшись в Лондон (ему казалось - всего лишь на миг), он обнаруживает, что брат отошёл в мир иной.
А отбыл он на небеса отнюдь не самым привычным способом: сначала пролежал в ванной с ледяной водой почти двенадцать часов, а затем ударил себя ножом в горло. Зритель знает отгадку, но её не знает Уилл, которого играет Клайв Оуэн. Именно вокруг этого строится сюжет последней ленты культового британского режиссера Майка Ходжеса. Одной из заслуг этой кинокартины стало то, что Оуэн предстал перед зрителем в «крутом амплуа».
Название у фильма переводится по-разному. Привычное гласит - «Засну, когда умру». Хотя это излишне дословный перевод, было бы правильнее употребить «Отдохну на том свете» или «Отосплюсь после смерти». Фильм 2003 года фактически является зеркальным отражением первой ленты Ходжеса «Убрать Картера» (1973). Правда, тогда в качестве крутого парня режиссер (во многом безуспешно) пытался утвердить вполне интеллигентного Майкла Кейна.

Итак, вернемся к обстоятельствам смерти младшего брата. Подобно всякому нуару зритель знает много больше, нежели главный герой. Дэви (в исполнении Джонатана Риса-Майрса, только-только начавшего восхождение на вершину популярности) живет ночной жизнью британской столицы, вращаясь в модных кругах. Эдакий «юноша полусвета» - где-то продает запрещенные вещества, где-то ублажаем красивых дам. Собственно ничто не предвещало ужасного. Однако в какой-то момент, его ловят похожие на гангстеров персонажи и отдают на надругательство своему боссу (его играет главный кино-злодей всех времен и народов Мальком МакДауэлл). «Не вынесла душа поэта…»

Фильм, говорящий не столько о воздаянии, сколько об одиночестве, отличается массой недосказанных моментов. В этом нет ничего удивительного, ибо герой нуара (в данном случае британского нео-нуара) является «вещью самой по себе» (это из философии Канта, если вы не знали). У него нет определенного прошлого, о нём можно только догадываться. Он лишен ясного будущего. Он тяготится связями. В качестве иллюстрации к последним приведена героиня Шарлотты Рэмплинг, которая к 2003 году уже лет двадцать пребывала в состоянии томного увядания.

По логике вещей фильм должен быть построен на приеме: «всем сёстрам по серьгам». Впрочем, сцены мщения показаны сдержанно. Куда более важным является подход к воздаянию. Уилл должен вернуться к своему прошлому, которым тяготиться. Однако другого выхода не видит. И он понимает, что воздаяние должен свершить не небритый «деревенщина» («похожий на цыгана»), а настоящий ангел отплаты и главный герои преображается. Впрочем, убить негодяя ему кажется мало. Он хочет вселить в него страх. И тут режиссер делает шикарнейшую «уловку»: «Я не убью тебе сейчас, я убью тебя потом». А ведь «потом» может наступить и через три минуты, когда «нехороший человек» вздохнет: «Уф, кажется, пронесло…»

Впрочем, у мести есть своя цена. Да - вы спросите: из-за чего вся эта заваруха. Может быть, младший брат продал кому-то что-то не то? Или связался с кем-то не тем? Собственно, нет - он просто раздражал богатея, который хотел утвердиться в своём безусловном могуществе.

На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако очень скоро продолжим анализировать «британский нуар». А потому не забывайте читать наши материалы! А ещё лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»

Made on
Tilda