«Красная жатва» в школьном коридоре
Фильм «Слон» как заклинание смерти
Есть в мире проклятые произведения. Не то чтобы вы к нему прикоснулись, и жизнь ваша пошла наперекосяк. Однако то или иное название неизменно всплывает, когда случаются какие-то большие неприятности или же кровавые события. Оставим в стороне «Откровение Иоанна Богослова», повествующее нам об Апокалипсисе.

Например, недоброй репутацией обладает знаменитая книга Джерома Селлинджера «Над пропастью во ржи». Именно её обнаруживают у многих, кто готовился совершать политические покушения (по крайне мере, в США). Поэтому ФБР негласно снесло этот роман в список «подозрительных». Если вы не знали, то спецслужбы США осуществляют мониторинг заказов в книжных магазинах и библиотеках. Стоит вам заказать «Над пропастью во ржи» вкупе с каким-нибудь радикальным политическим памфлетом, как вы сразу оказываетесь «под колпаком», то есть вас автоматически относят к «группе риска».

К чему было это пространное вступление? Не так давно в одном материале было написано, что почти все «массовые стрелки» смотрели «Прирожденных убийц» Оливера Стоуна. На самом деле современные «массовые преступники» (не знаю, как сказать более корректно) смотрели совершенно иной фильм. Микки и Мэлори Нокс (персонажи «Прирожденных убийц») показаны с мрачной ироний и как жертвы масскульта. Преступники, замыслившие злодеяние, вовсе не хотят выглядеть иронично. Они полагают себя значимыми персонами, а свои злодеяния - едва ли не «вселенским манифестом».

Мы уже упоминали в одном из материалов режиссера Гаса Ван Сента, приобретшего известность благодаря фильму «Умереть во имя», который был отражением реальных событий. Когда он начинал работу над лентой «Слон» (2003), то его многие предупреждали о моральной ответственности. Но тот отмахнулся рукой. В кинокартине «Слон» он решил натуралистично показать события, когда в одной из американских школ случались кровавая трагедия.

Увы-увы…. Эта напасть добралась и до нашей страны. И фильм «Слон» с его отстраненным, почти освобожденным от морали взглядом на случившееся во многом в этом повинен. Почему «Слон»? Это как бы метафора, отсылка к поговорке: слона-то я не и не заметил. Обычная американская школа живет своей обычной жизнью. Кто-то завтракает, кто-то - на уроках и т.д. Поскольку я знал об истории создания этого фильма, то при просмотре с ужасом ловил себя на мысли, что большая часть этих «обычных людей», в «ближайшее время» «умрет».

Камера как бы переключается со взгляда одного школьника, на взгляд другого. Съемки очень близки к документальным, а потому ощущение трагичности является предельно острым. Сюжета как такого нет. Это просто попытка «объемно» показать массовую трагедию в школе «Колумбайн».

И здесь мы сталкиваемся с двумя моментами. С одной стороны, Гас Ван Сент получил за эту ленту «Золотую пальмовую ветвь». Однако он в стремлении произвести драматический эффект пренебрег нравственными началами. Убийцы показаны без осуждения. Даже не выявлены причины их злодеяния. То есть в фильме публике продемонстрирована «декларативность» их действий. Собственно то, к чему стремятся те, кто приходят в школу с оружием.

Задумывался ли режиссер, что он после выхода этого фильма на экраны, стал причастным ко всем последующим подобным преступлениям, ибо невольно им содействовал? Одни говорят, что нет. Мне кажется, что всё-таки он понял свою ошибку, так как позже снял «подростковый нуар» «Параноид-парк» (2007), в котором как раз пытался показать гнетущую сторону молодежной преступности, то есть удержать подростков от свершения злодеяний.

Как бы то ни было, но фильм «Слон» кроме «лучшей режиссеры» обладает еще и «заклятием смерти». Иногда есть фильмы, которым лучше было бы не появляться на свет. На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако очень скоро вернемся к анализу т.н. «подросткового нуара». А потому не забывайте читать наши материалы! А еще лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»

Made on
Tilda