Откуда берутся крутые герои

«Стукач» и хроники нуара
День добрый, с вами вновь Андрей Васильченко и вновь в качестве автора культурологического бестселлера – книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара», которая, как вы можете догадаться из названия, посвящена нуару. Данный канал с некоторого времени тоже будет полностью посвящен только нуару, однако в наших сюжетах мы обычно будем рассматривать то, что по самым разным причинам не вошло в книгу.
Сегодня мы будем говорить о фильме Жан-Пьера Мельвиля «Стукач». Сразу же заметим, что несмотря на то, что Мельвиль не относится к числу самых известных в России французских режиссёров (увы-увы!) он является подлинно культовой фигурой.

Во-первых, именно благодаря ему состоялось возрождение нуара, который в конце 60-ых годов был явлен свету в форме неонуара. Именно Жан-Пьер Мельвиль являлся создателем френч-нуара, явления совершенно самостоятельного и автономного от классического американского нуара. Когда мы говорим о френч-нуаре, то подразумеваем вовсе не нуар, снятый французскими режиссёрами. В рамках классического нуара (без всяких приставок) вполне успешно творили, например, Жан Ренуар, Жюль Дассен и Жак Турнёр. Мельвиль стал создавать «свой собственный» нуар, когда считалось, что тот самый умер в 1959 году. Именно появление френч-нуара в итоге привело к возрождению этого жанра (если это глобальное культурное явление вообще можно впихнуть в узкие рамки понятия «жанра»).

Во-вторых, Жан-Пьер Мельвиль примечателен тем, что он категорическим менял ампула молодых актеров, тем самым формируя им «мировое имя». Именно он сделал из Аллен Делона «крутого малого», раз и навсегда поставив крест на образе смазливого мальчика. Однако сегодня мы будем говорить о фильме, который заставил видеть в Жане-Поле Белльмондно «человека действия», а не юношу со смешным носом. Собственно фильм называется не «Стукач», а «Шляпа». Мельвиль буквально играет с символами нуара, где шляпа является одним из символов главного героя. Однако на французском жаргоне этим словом также обозначали «полицейских осведомителей». Выбор данного «призвания» также не случаен. Если в классическом нуаре главный герой (обычно частный детектив) должен был находиться между миром закона и дном беззакония, то в предложенной французским режиссером модели «стукач» находится одновременно и в составе полиции, в рядах криминальных групп. Более того, Мельвиль снабдил героя Бельмондо сложным характером, когда жизнь на два лагеря - не совсем осознанный выбор, а в большей степени личное проклятие.

В то время как поздний американский нуар делал ставку на действие, то в «Стукаче» Мельвиль использовал изначальную неторопливость «черного кино». А потому многим эта лента показалась откровенно затянутой, однако это не недостаток, а не несомненное преимущество фильма, если только понимать, зачем это сделано. В общей атмосфере Мельвиль утрировал стиль ранних нуаров, но не пародировал их, а как бы осмыслял. Поэтому город в фильме подчеркнуто унылый, местами серый, а иногда погруженный в глубокие пугающие тени. Поданные криминальные действия кажутся нередко бессмысленными, но это лишь отсылка к реальной жизни, которую пытался изобразить нуар. Реальность весьма редко поддается рациональному постижению, подчас она весьма нелогична.

Опять же нельзя не отметить, что Мельвиль показал – нуар является сугубо мужским кино. И не просто мужским, а стилем мужского доминирования. Сэму Спейду (главный герой «Мальтийского сокола» в исполнении Хамфри Богарта) нечего не стоит замахнуться на свою подружку. Герой молодого Бельмондо так и вовсе самозабвенно лупцует, а затем связывает красивую блондинку, которая является подельницей в одной криминальной заварухе. Но при этом он дорожит своей мужской дружбой, хотя речь идет о человеке, на которого он доносит. Одним словом, в фильме нет ничего лишнего, хотя он и кажется «случайным». Фильм должен быть «атмосферным», а потому режиссер сознательно отвлекает зрителя от действия, положенного в основу сюжета. Именно отсюда проистекает перегруженность действующими лицами. Когда за ними устаешь следить, то остается только наслаждаться «мрачной аурой» фильма.
http://noir-film.ru

Made on
Tilda