Фильм, давший миру «роковую красотку»
«Двойная страховка» как дебют нового женского ампула
Мы уже не раз упоминали «Двойную страховку», как в высшей мере знаковый фильм. Эта лента Билли Уайлдера увидела свет в сентябре 1944 года, современная кинокритика считает едва ли не образцом нуара, на основании которого можно изучать это кино-направление, равно как моделировать новые сюжеты. А актриса Барбара Стэнвик стала примером «идеальной» роковой женщины, которая так и норовит погубить всех хороших парней на свете.

Фильм был экранизацией повести Джеймса Кейна, а та своя очередь базировалась на материалах реального преступления, которое произошло в 1927 году. Поначалу историю сочли в высшей мере аморальной, а потому отказались экранизировать, ссылаясь на положения «кодекса Хейса». Но в годы Второй мировой войны удалось обойти этот запрет.

Если говорить о фабуле фильма, то она выглядит следующим образом. Успешный страховой агент Уолтер Нефф оказывается в доме супругов Дитрихсонов, дабы продлить их страховку на автомобиль. Мистера Дитрихсона не было дома, но Нефф не спешил покинуть его лос-анджелесский особняк. Он сразу же обращает внимание на фривольно одетую и носящую на щиколотке золотую цепочку Филлис Дитрихсон (для этой роли Барбаре Стэнвик пришлось надеть светлый парик и красить губы помадой в несколько слоев).

Уловив заинтересованный взгляд, роковая красотка моментально принимает решение – она давно тяготится своим браком, а потому хочет избавиться от мужа. Она уговаривает Неффа, который подобно мотыльку летит на пламя свечи, инсценировать смерть супруга, дабы получить приличную страховку. Нефф в свою очередь предлагает обставить дело так, чтобы была двойная выплата, такой коэффициент вводился при весьма необычных несчастных случаях. Мистера Дитрихсона убивают, после чего имитируется происшествие на железнодорожных путях.

Казалось бы, преступление прошло без сучка и задоринки - Нефф как опытный страховой агент учел почти все детали. Однако его непосредственный начальник, бывалый следователь страховой компании Бартон Кейс (его роль исполняет звезда гангстерских фильмов Эдвард Робинсон) учуял неладное. Он подозревает, что несчастный случай был подстроен. Между тем Нефф узнает, что его обвели вокруг пальца - роковая блондинка крутит роман с новым мужчиной. Преступники хотят избавиться друг от друга, Нефф хочет устранить Филлис, а та – своего подельника. В темной квартире происходит решительный разговор, Филлис хочет убить Уолтера Неффа и надоевшую ей падчерицу, но только ранит дезориентированного страхового агента.

Тот стреляет в ответ и отправляет на тот свет коварную красавицу. Истекая кровью, он мчится по ночному городу на автомобиле, чтобы успеть записать свои показания. Он прибывает в пустое здание страховой компании, где записывает на магнитофон свою историю, являющуюся признанием в двойном убийстве. В это время в кабинет заходит Кейс. Уолтер Нефф в очередной раз пытается ускользнуть от судьбы, однако умирает в дверях офиса от обширной кровопотери.

Спецификой фильма «Двойная страховка» было то, что в нём фабула не совпадала с сюжетом, или проще говоря, рассказ в киноленте велся вовсе не в хронологическом порядке событий. В первых кадрах зритель видел петляющий по ночным улицам Лос-Анджелеса легковой автомобиль. Когда машина останавливалась, то из неё выходил пошатывающийся Уолтер Нефф. Он направлялся в кабинет, чтобы поведать магнитофону свою историю. Оба убийства уже совершены, а сам герой Фреда МакМюрея истекал кровью. В данной сюжетной структуре использован прием, известный под названием «рассказ мертвеца». И уже в этих кадрах видно противопоставление света и тьмы.

Улицы, помещение, кабинет с магнитофоном погружены во мрак. Уолтер Нефф - уже преступник. Однако начало его рассказа переносит зрителя в то время, когда убийства ещё не совершены, а история только-только начинается. Видны залитые солнцем пригороды. Начало фильма связано с тьмой, однако начало реальной истории со светом – этот сильный контраст только усиливает напряжение. Зритель ожидает чего-то ужасного, хотя ещё не знает деталей происшествия. Зритель заинтригован и шокирован услышанной фразой: «Я убил его ради денег и ради женщины. Я не получил ни денег, ни женщины».

«Двойная страховка» впервые в истории нуара задала четкий функционал темноты и ночи. Все преступные помыслы рождаются во тьме, равно как в той же самой тьме свершаются все преступные деяния. Даже первая сцена с несущейся на большой скорости по ночным улицам Лос-Анджелеса машиной заставляет заподозрить нечто неладное.

На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако очень скоро продолжим анализировать эталонные нуары. А потому не забывайте читать наши материалы. А еще лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»

Made on
Tilda