Семь разгневанных японских старичков

Что будет, если «Семь самураев» станут «Стариками-разбойниками»?
Есть мнение, что гангстеры не доживают до пенсии. Принимая во внимание, чем обычно занимаются эти «славные парни», в этом нет ничего удивительного. А вдруг если? Именно эта предпосылка положена в основу фильма Такеши Китано «Рюдзо и семеро бойцов», которая вышла на экраны четыре года назад.

Тогда ленту категорически проигнорировали все крупные мировые кинофестивали. Однако она была очень хорошо встречена российским зрителем. Поэтому вдвойне странно, что кинокритика не отметила два обстоятельства. Во-первых, невольное сходство с прославленной советской комедией «Старики-разбойники» (1971) – не надо полагать, что в Японии не знают советского кино.
Однако куда более важным является второй момент. Словно иронизируя над бесконечными ремейками «Великолепной семерки» (то есть в итоге ремейком на ремейк), Китано предлагает нам пародию на изначальный образ, то есть ироничную аллюзию к архетипу, а именно фильму Курасавы «Семь самураев». Принимая во внимание, что этот прославленный японский режиссер с одной стороны стоял у истоков самурайского кино (в его общемировом, глобальном масштабе), с другой стороны - у истоков т.н. «японского нуара» («Бездомный пес»), то на выходе получилась нуарная комедия в японском стиле.

В основу сюжета положена идея о столкновении принципов старого и нового криминалитета. Так сказать, «понятия» против «беспредела». Надо сказать, что тема для кинематографа не новая и выражена фразой: «Вор так жить не должен» («Антикиллер», 2002).

Старые якудза остаются не у дел. Их удел (простите за игру слов) - мелкие пари, созерцание в кафе симпатичных девиц, да желание пропустить стопочку иную. Они не пользуются былым авторитетом, а их боевая молодость, пришедшаяся на «лихие» 50-ые годы, осталась где-то далеко в прошлом. Так длится до тех пор, пока один из этих «славных старичков» не стал жертвой беспринципных мошенников. Что показательно, схемы «кидка» приблизительно одинаковые и в России, и в Японии.

И тогда самый инициативный из якудза-пенсионеров решает: «У нас на районе будет порядок» - и призывает старых бойцов. Таких вместе с предводителем - семеро. Каждый из них уникальный и в некоторой форме гротесковый персонаж. Кто-то мнит себя подлинным стрелком с Дикого Запада (ещё одна ирония по поводу «Великолепной семерки»), кто-то - мастером меча (привет «Семи самураям») и т.д.

Столкновение с бандой мошенников, которых «прикрывают» новые «беспринципные бандиты», приводит к еще более грандиозной баталии – уже с корпорациями. В фильме нет безусловно хорошей концовки. Хэппи-энд - это для сказок про «старых кляч», а тут речь идет о «старых волках», которым как бы нет места в «новом мире». Одного из семи из дома выгоняет собственный же сын. Другой гибнет, спасая внучку. Мастер меча вынужден нанизывать на лезвие окурки, так как не может позволить себе нормальные сигареты, да и наклониться не может - его мучает артрит. В итоге комедия получилась с «мрачной улыбкой», ну а что вы хотели от нуар-пародии?
Made on
Tilda