Нуар, подорвавший политическую благопристойность
Или действие в кварталах, куда белым парням вход «заказан»
Есть мнение, что мрачный мета-жанр, более известный как нуар (на французском означает «черный») всё-таки получил своё название от «черной серии» (книги), которая издавалась во Франции во 30-40-е годы.

В любом случае, подразумевая слово «черный», многие ассоциировали это хотя бы в какой-то мере с темнокожими действующими лицами. Впрочем, в Голливуде, где снималось больше всего фильмов этой стилистики, в 40-50-ые годы безраздельно господствовала «сегрегация», а потому не создание фильма с темнокожим частным детективом не решались. Многие студии никак не могли «отойти» от обвинений в «тайном коммунизме» (маккартизм первым делом ударил по режиссерам, создававшим именно нуар). А потому возможные обвинения в «расовой неблагопристойности» им никак «не грели душу»
Прошли многие годы темнокоже детективы стали активно мелькать в нео-нуаре (вспоминаем Шафта), а потому родилась идея «вернуть» их во время классического нуара. Собственно фильм 1995 года «Дьявол с голубом платье» мог бы вызвать массу обвинений в политической некорректности, которая в те годы только-только набирала силу, если бы не два обстоятельства. Во-первых, это была экранизация Уолтера Мосли, который, несмотря на «фашистскую» фамилию, был темнокожим писателем. Во-вторых, режиссером был опять же темнокожий режиссер, Карл Франклин, которого можно полагать классиком современного нуара («Имя мне ночь», «Тринадцать причин почему», «Особо тяжкие преступления», «Один неверный ход» и т.д. ) То есть, как бы считалось, что «этим ребятам» дозволительны скептические замечания в «свой» адрес.

Как и положено нуару, действие происходит в Лос-Анджелесе. На дворе стоит 1944 год и в городе оказывается мобилизованный негр (в указанное время оных назвали именно так). Он прибывает в «город Ангелов» из Техаса, где успел «наследить». Впрочем, жизнь в Калифорнии не задалась. Изи Роулинс (в исполнении молодого Дэнзиела Вашингтона, «награжденного» усами) лишается работы.

И именно в этом время ему предлагаю «шабашку». Всего лишь разыскать в «черных кварталах» «белую девушку». «Всего лишь разыскать?» - спрашивает Изи. «И ничего более!» - отвечает белый заказчик, предлагающий за ерундовое поручение целых сто долларов. По тем временам весьма приличная сумма.

Почему бы не нанять частного детектива? Потому что во многих городах Калифорнии были кварталы, куда «белым парням» лучше было не заходить. По крайне мере, без полицейского значка. А заказчик явно не хотел привлекать внимание полиции. Изи старательно обходит все «черные клубы» и притоны и в итоге выходит на след загадочной особы «в голубом платье».

И вот тут «его ставки» стали расти. За указанную девушку стали обещать тысячу долларов. А потом была озвучена сумма семь тысяч. Хотя Изи понимал, что речь идет уже не просто о «поисках». Вы спросите, почему фильм «подорвал политическую благопристойность» - что указано в заголовке?

Во-первых, «выяснилось», отнюдь не все «борцы за гражданские права» являются безусловно хорошими парнями. У некоторых на совести очень грязные и мерзкие секреты. Во-вторых, не все темнокожие периода сегрегации были невинным жертвами. В фильме полно персонажей, что сначала стреляют, затем думают (и это вовсе не белые копы).АВ еще показано, что в некоторых заколках Лос-Анджелеса, даже в далеком и «благополучном» 1944 году, можно было получить лезвие ножа в печень, только за то, что «белый парень» забрел не в «тот» квартал.

Но с другой стороны, нуар всегда стремился к правдоподобности. И здесь это удалось. При просмотре возникает ощущение, что фильм сняли в 40-ые годы и лишь затем нашли где на полке. Попадание в стиль и атмосферу классического нуара почти идеальное. На этом мы заканчиваем наш рассказ. Однако очень скоро продолжим анализ нуар-фильмов, а потому не забывайте читать наши материалы! А ещё лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»

Made on
Tilda