Сводки с бостонского дна

«Прощай, детки, прощай» и хроники нуара
Дорогие друзья, сейчас будет вполне стандартное для данной рубрики приветствие. С вами на просторах интернета автор первого «полномасштабного» исследования по истории нуара, книги «Пули, кровь и блондинки», историк и специалист по ретрокультуре Андрей Васильченко. В нашей ежедневной рубрике «Хроники нуара» мы рассматриваем те кинофильмы, которые лучше описывать в формате небольших рассказов и рецензий.
Сегодня мы перенесемся в Бостон - город, который был воспет Мартином Скорсезе в «Отступниках» (2006). Надо сказать, что эта легендарная лента была ремейком корейского фильма «Двойная рокировка», а корейцы в свою очередь вдохновились отечественным шедевром «Свой среди чужих, чужой среди своих». Хотя как говорится, песня не о том. После 2006 года в кинематографе внезапно проснулась мода на Бостон. Стоит отметить, что отличительной чертой этого славного города было вовсе не пресловутое «чаепитие», а то, что его контролировали и продолжают контролировать ирландские группировки, которые даже в 30-ые годы не смогла подвинуть ни мафия, ни прочая «коза ностра». Впрочем, нельзя не зафиксировать, что некоторые районы Бостона заселены теми, кого в кинематографе называют «белой швалью». Но мы будем более уважительны к этим людям, а потому назовем «светлокожей вшивотой».

Именно в этих районах происходит действие вышедшего на экраны в 2007 году фильма «Прощай, детка, прощай». Уже само название невольно отсылает с одной стороны к фантастически прекрасной нео-нуарной ленте «Беги, Лола, беги»; а с другой стороны - к классическому нуару в стиле «Прощай, моя красавица». А ещё фильм примечателен тем, что его режиссером стал Бен Аффлек. По большому счету это был его режиссерский дебют (экспромт 1993 года про «контракт с Диснеем» можно не учитывать). Иногда складывается впечатление, что когда успешный актер хочет стать режиссером, то он сразу же снимает нуар. Аффлек не исключение, например, в копилке Джорджа Клуни есть весьма и весьма приличный нуар – «Субурбикон».

Надо сказать, что Бен Аффлек любит не только Бостон, но и свою семью. А потому в фильме главную роль играет его младший брат – Кейси. Более того, он играет частного детектива, что уже есть «разрыв шаблона». Классический частный детектив из нуара немолод, потрепан жизнью и отнюдь не красавец. Впрочем, видеть в главном герое только симпатичную мордашку и молодость – большая ошибка. Некоторые (её допустившие) поплатились разбитым носом. А иные и того хуже.

Само действие в фильме настолько закручено, что иногда путаешься в том, что происходит на экране. Казалось бы, действие закончено, если бы не хронометраж ленты, от которого не убыло и половины. И это наводит на мысль: «Здесь что-то не так». Вообще нуар учит тому, что всё вокруг может быть совершенно не тем, чем кажется на первый взгляд. Режиссер буквально играет со зрителем, давая ему ложные намеки. Так, например, произошло в ленте «Детектив» (1968) с Френком Синатрой в главной роли (между прочим одним из первых нео-нуаров). Кажется, что разгадка кроется в одном месте, а она находится совершено в другом.

В фильме «Прощай, детка, прощай» всё ещё сложнее, так как каждый новый виток сюжета заставляет усомниться во всём, что было сказано до этого. А между прочим подобных витков будет не два и даже не три. Ответ на вопросы, окажется совершенно не таким, как ожидалось в самом начале. Тем более, что для «изучения» выбрана самая мрачная область криминала – преступления против детей. А ещё фильм ставит перед зрителем сложный выбор. Оказывается, что закон и справедливость – это совершенно не одно и то же. А правила и принципы – даже не слова синонимы. Главный герой должен отдать нравственное предпочтение. И минорные нотки финала невольно напоминают итоговые кадры ленты «М – город ищет убийцу», где звучат слова: «И кто нам вернет детей?»

Таков наш сегодняшний рассказ. Если вы хотите больше знать о нуаре, то рекомендую свою книгу «Пули, кровь и блондинки». А еще не забывайте читать наш канал и ежедневную рубрику «Хроники нуара». И пусть в вашей жизни будет меньше теней и мрака! Всего Вам хорошего! Искренне Ваш Андрей Васильченко


Made on
Tilda